Нагрузки могут изменяться плавно или прикладываться внезапно (удары).
Нагрузки могут изменяться плавно или прикладываться внезапно (удары). Существенные ударные нагрузки действуют в машинах ударного действия и в транс- нортных машинах. Удары также бывают связаны с работой механизмов (переключением зубчатых колес и кулачковых муфт на ходу, использованием упоров и т. д.), с погрешностями изготовления и увеличенными зазорами в сопряжениях. Очень опасны удары при авариях. Основная характеристика сопротивления уда- РУ — ударная вязкость.
Расчеты на прочность ведут по номинальным допускаемым напряжениям, но коэффициентам запаса прочности (запасам прочности) или по вероятности безотказной работы. Расчеты по номинальным напряжениям наиболее просты и удобны в качестве предварительных и для обобщения опыта конструирования путем накопления данных о напряжениях в хорошо зарекомендовавших себя конструкциях, работающих в сходных условиях. Наиболее полезны такие данные для машин массового выпуска, в частности автомобилей, опыт эксплуатации которых велик. Расчеты по коэффициентам безопасности учитывают в явной форме отдельные факторы, влияющие на прочность: концентрацию напряжений,, размеры деталей, упрочнения,— а потому более точны. Вместе с тем эти расчеты сохраняют условность, так как коэффициент запаса (иначе коэффициент незнания) вычисляют для некоторых условных характеристик материалов и значений нагрузок.
Наиболее прогрессивным является расчет по вероятности безотказной работы, как по истинному и физически ясному критерию.
Расчеты на прочность при постоянных напряжениях деталей из пластичных материалов обычно производят согласно условию отсутствия общих пластических деформаций, т. е. обеспечивают требуемый коэффициент запаса по отношению к пределу текучести материала. Коэффициенты концентрации напряжений в расчеты не вводят, так как пики напряжений сглаживаются вследствие местных пластических деформаций, ие опасных для прочности детали.
При действии напряжений изгиба (или растяжения) σ и кручения τ расчет ведут по эквивалентному напряжению
где σΤ и τΤ — пределы текучести материалов.
Некоторые детали рассчитывают по предельным остаточным перемещениям, допустимым без нарушения нормальной работы узла. К таким деталям могут быть отнесены, например, грузовые крюки, рым-болты, прижимные планки для крепления деталей на станках и т. д.