Работоспособность и надежность деталей машин
Поэтому необходимо применять наиболее подходящие материалы с учетом их стоимости и дефицитности, а также рассчитывать детали без излишных запасов.
Работоспособность и надежность деталей машин характеризуется определенными критериями. По одному или по нескольким из этих критериев ведут расчет, цель которого — определение размеров и материалов деталей машин. Часть критериев удовлетворяется заведомо и не требует проверки.
Важнейшие критерии: прочность, жесткость, износостойкость, теплостойкость, виброустойчивость.
Нагрузки на детали машин и напряжения в них, как известно, могут быть постоянными и переменными по времени.
Детали, подверженные постоянным напряжениям в чистом виде, в машинах почти не встречаются. Постоянная, неподвижная в пространстве нагрузка вызывает во вращающихся деталях (валах, осях, зубьях зубчатых колес) переменные напряжения. Однако некоторые детали работают с мало изменяющимися напряжениями, которые при расчете можно принимать за постоянные. К таким деталям могут быть отнесены детали с большими нагрузками от силы тяжести (в транспортных и подъемно-транспортных машинах), детали с большой начальной затяжкой (заклепки, часть крепежных винтов и пружин) и детали с малым общим числом плавных нагружений.
Переменные напряжения, прежде всего, характеризуются циклом изменения напряжений.
В деталях машин возникают следующие циклы изменения напряжений:
а) отнулевой цикл, в котором напряжения меняются от нуля до максимума (зубья зубчатых колес, работающих в одну сторону, штоки, толкатели и шатуны тихоходных механизмов, малонагруженные при обратном ходе и т. д.);
б) знакопеременный симметричный цикл, в котором напряжения меняются от отрицательного до такого же положительного значения (напряжения изгиба во вращающихся валах и осях);
в) асимметричный, знакопостоянный (винты, пружины), или знакопеременный цикл.
Переменные режимы могут быть регулярными, т. е. с постоянными амплитудами и средними напряжениями, и нерегулярными с непостоянными амплитудами и средними напряжениями.
Постоянные режимы характерны для машин центральных силовых и насосных станций и транспортных машин дальнего следования, переменные — для большинства машин — универсальных машин-орудий, транспортных машин и т. д.