Расчет на сопротивление усталости машиностроительных сварных конструкций
Допускаемые напряжения основного металла в металлических строительных и крановых конструкциях (в соответствии со «Строительными нормами и правилами») определяют по зависимости
где R — расчетное сопротивление' разрушению (/? = 0,9στ для низкоуглеродистой и /? = 0,85στ для низколегированной стали) ; т — коэффициент условий работы, в большинстве случаев равный 0,9; при повышенной податливости элементов и в некоторых других случаях т =0,8; kH — коэффициент надежности, обычно kH = = 1...1,2, для подкрановых балок при тяжелом режиме k„— 1,3...1,5.
Обычно [σ]ρ = στ/(1,35...1,6) для углеродистых и [σ]ρ=στ/(1,5...1,7) для легированных сталей.
В строительных конструкциях при переменных нагрузках расчетные сопротивления или допускаемое напряжение умножают на коэффициент у — с/(а—Ьг), если наибольшее напряжение растягивающее, или на коэффициент у = с/(Ь—аг), если наибольшее напряжение сжимающее, где r = amin/amax характеристика цикла, а, Ь, с — коэффициенты, приведенные в табл. 4.3.
Расчет на сопротивление усталости машиностроительных сварных конструкций можно проводить по основному металлу вблизи шва, если обеспечена статическая равнопроч- ность со швами.
Специфику сварных конструкций учитывают коэффициентами остаточных напряжений и технологических отклонений, которые вводятся сомножителями к коэффициенту концентрации напряжений. Наибольший опыт расчетов и нормативы имеются в локомотиво- и краностроении.
Расчет на надежность сварных соединений при циклических нагрузках можно производить по формулам (§ 1.6). На основании отечественных и зарубежных исследований, содержащих диапазон рассеяния предела выносливости сварных соединений, можно оценить коэффициент вариации предела выносливости за счет разброса качества сварного шва следующими значениями: стыковое соединение, сварка автоматическая и полуавтоматическая 0,03; то же, сварка ручная 0,05; нахлесточное соединение 0,06; сварные двутавровые балки 0,05; сварные коробчатые балки 0,09.
Кроме того, окалина может служить самостоятельным источником вариации предела выносливости с коэффициентом 0,06. Эти коэффициенты должны квадратически суммироваться с коэффициентом вариации для деталей одной плавки без сварного шва и коэффициентом по плавкам.