Соединения с натягом снижают сопротивление усталости валов
Соединения с натягом снижают сопротивление усталости валов, что связано с концентрацией напряжений и контактной коррозией на посадочных поверхностях. Однако это снижение компенсируется легче, чем снижение, вызываемое шпоночными или шлицевыми соединениями. Сопротивление усталости валов под ступицами может быть повышено увеличением диаметра части вала под ступицей примерно на 5 % с плавными переходными поверхностями, обкаткой роликами, азотированием, цементацией или закалкой с нагревом ТВЧ, а также разгрузочными канавками, выполняемыми на торцах ступиц и снижающими концентрацию напряжений (§ 16.4).
Повышение жесткости валов от напрес- совки ступиц, по экспериментам на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ):
приведенной момент инерции вала со ступицей
1 +(0,5...0,9)-1 где коэффициент 0,5 соответствует относительному натягу 0,0003, а 0,9 — относительному натягу 0,001.
Соединения с большими натягами и не- упрочненными посадочными поверхностями следует относить к неразъемным, остальные — к разъемным с ограниченным числом сборок и разборок.
Запрессовку крупных деталей производят на гидравлических прессах, мелких деталей — на ручных винтовых и рычажных прессах. Рекомендуют применять смазку (растительное или машинное масло, графит). Для облегчения установки под прессом и во избежание образования заусенцев соединяемые детали должны быть снабжены приемными фасками. Иногда на валу при наличии места выполняют центрирующий поясок по одной из посадок с зазором.
Сила запрессовки увеличивается пропорционально взаимному перемещению деталей в связи с ростом площади контакта. Сила выпрессовки в момент тро- гания существенно больше, чем при движении, в связи с тем, что коэффициент трения покоя больше коэффициента трения движения. По мере схода ступицы с подступичной части вала сила выпрессовки уменьшается.
Широкое применение находит технологический прием разборки и сборки конических соединений, заключающийся в подводе к поверхности контакта через специальные сверления и кольцевую канавку масла под давлением — гидрозапрессовка и распрессовка (рис. 6.7).
Для сборки с помощью нагрева охватывающей или охлаждения охватываемой детали необходимую разность At температур деталей определяют по следующей формуле: