Заклепки пустоДелые
Заклепки пустоτелые (ГОСТ 12641—80*, ГОСТ 12643—80, рис. 5.2, г, д, е) и пустотелые (ГОСТ 12638—80* — ГОСТ 12640—80*, рис. 5.2, ж, з, и) применяют для соединения тонких листов и неметаллических деталей, не допускающих больших нагрузок.
Заклепки со сплошным стержнем изготовляются нормальной точности и повышенного качества.
Для увеличения ресурса заклепочных соединений создают радиальный натяг, ресурс при этом увеличивается в 2...4 раза.
Для крепления лопаток некоторых паровых и газовых турбин применяют заклепки, устанавливаемые под развертку и работающие в основном на сдвиг.
Наиболее отработаны конструкции, типаж и технология заклепочных соединений в авиационной промышленности.
Кроме традиционных заклепок применяют:
заклепки из стержней с одновременным расклепыванием обеих головок и образованием гарантированного натяга по цилиндрической поверхности;
заклепки с потайной головкой и компенсатором — местной выпуклостью на головке, деформируемой при клепке и уплотняющей контакт головки;
|
заклепки для швов с односторонним подходом и с сердечником
(рис. 5.3), который при осевом перемещении распирает заклепку, образуя замыкающую
головку, а потом обрывается и фрезеруется для обеспечения гладкой поверхности;
взрывная заклепка того же назначения, у которой замыкающая головка образуется в результате взрыва вещества, заложенного в отверстие заклепки; взрыв вызывается нагревом закладной головки и стержня;
болт-заклепка в виде стержня, устанавливаемого с натягом, и высокой шайбы (рис. 5.4); при установке болта гайку обжимают на стержне, имеющем в этом месте кольцевые канавки; потом хвостовую часть стержня обрывают:
заклепка с большим сопротивлением сдвигу в виде твердой пустотелой заклепки с потайной головкой, притягиваемой винтом.
Рис. 5.3. Стержневые заклепки для односторонней клепки |
Заклепочные соединения по конструкции разделяют на соединения внахлестку (рис. 5.5, а), соединения с одной накладкой
Рис. 5.4. Болт-заклепка |
а - внахлестку; б -- с одной накладкой; в — с Двумя накладками
(рис. 5.5, б) и соединения с двумя накладками (рис. 5.5, в).
Типовыми примерами силовых заклепочных соединений могут служить балки, фермы, колонны в существующих строительных сооружениях (рис. 5.6).
Заклрпочные соединения применяют также для деталей машин общего назначения, например для крепления венцов зубчатых колес к ступицам, лопаток в турбинах, противовесов коленчатых валов, тормозных лент и обкладок, для соединения деталей рам и колес автомобилей и т. д.