1.1. Критерии работоспособности и расчета деталей машин
Детали машин делятся на детали общемашиностроительного применения, составляющие большинство, и специфические — для отдельных машин (например, механизм управления крылом самолета, грузозахватные устройства подъемно-транспортных машин). В курсе рассматриваются детали первой группы.
В узком понимании термина — это детали, изготовляемые без сборочных операций.
Детали классифицируют по назначению: соединения, передачи, подшипники, муфты, смазочные и уплотнителъные устройства, упругие элементы и корпусные детали.
История использования деталей машин начинается с глубокой древности. Известно применение пружин в луках для метания стрел, лучкового возвратно-вращательного привода для до- щ.жапия огня, катков для перемещения тяжестей.
Существенная часть простых деталей машин: металлические цапфы, примитивные зубчатые колеса, винты, кривошипы, полиспасты были известны до Архимеда. Эпоха Возрождения была в шачительной степени ознаменована работами Леонардо да Винчи. Он создал новые механизмы: зубчатые колеса с перекрещи- плющимися осями, шарнирные цепи, подшипники качения. Уже ни да применяли канатные и ременные передачи, грузовые винил, шарнирные муфты.
г)вольвентное зубчатое зацепление было предложено Л. Эйлером η середине XVIII в., но широкое применение этих зубчатых передач началось в конце XVIII в. с освоения эффективного изго- юилепия их методом обката.
Первые патенты па шарикоподшипники были выданы в Анг- ш1| н 1772 и 1778 гг., но централизованное производство началось н Германии в 1883 г., в США в 1889 г.
Важным российским вкладом в создание механических кон- ■ фуюций является разработка дуговой электрической сварки Бе- илрлосом (1882 г.) и Славяновым (1888 г.). Существенный вклад "к-чествеиных ученых в разработку передачи зацеплением внес Μ П 1 Iorhkob (круговинтовые передачи).
1.1. Критерии работоспособности и расчета деталей машин
Детали машин выходят из строя по различным причинам, ι рис определяются условиями эксплуатации деталей. Причины omasa отдельных деталей передач, соединений и т. п. назы- и по| критериями работоспособности. Различают следующие οι ппщмле критерии работоспособности.
Прочность — способность детали выдерживать приложен- м|.II м,н рузки без разрушения — является обязательным и важнейшим критерием работоспособности деталей машин. Рассматривается прочность по характеру нагрузок: статическая, усталостная и ударная.