1.5. Пути экономии материалов при конструировании
По назначению пластмассы подразделяют на конструкционные, электро- и радиотехнические, звуко- и теплоизоляционные, антикоррозионные.
По природе смол пластмассы подразделяют на термореак- тивные и термопластичные. Термореактивные пластмассы в процессе изготовления под действием высокой температуры меняют свойства, становятся неплавкими (текстолит, гетинакс, древесно-слоистые пластики, стеклопласты, фенопласты, волоки ит).
Термопластичные пластмассы, размягчающиеся при высоких температурах, пригодны для повторного формования (полиэтилен, полипропилен, винипласт, фторопласты, полиамиды, полиформальдегиды, полиуретаны, эпоксидные полимеры, поликарбонаты).
1.5. Пути экономии материалов при конструировании
1. Выбор оптимальных схем механизмов и узлов. Например, замена многоступенчатых зубчатых передач на планетарную или волновую позволяет уменьшить массу передачи в несколько раз.
2. Выбор оптимальных форм деталей в зависимости от их назначения, уменьшение или исключение концентраторов напряжений.
3. Упрочнение деталей. Например, повышение твердости зубьев колес с НВ 200 до HRC.j 65 позволяет уменьшить массу редуктора в 8 раз.
4. Совершенствование заготовительных операций уменьшает отход материала в стружку в несколько раз.
ι·ι
Ϊ.6. Технологичность конструкции. Точность.
Детали машин должны быть технологичными, т. е. удобными для изготовления. Они должны очерчиваться поверхностями, легко обрабатываемыми на существующих станках: цилиндрическими или коническими, винтовыми, эвольвентньши или плоскими.
Формы литых деталей должны обеспечивать условия для получения качественных отливок: иметь равномерную толщину стенок отливок, плавные переходы, возможность свободной усадки и удобство формования.
Взаимозаменяемость — это условие, при котором сборка изделия из деталей, изготовляемых по чертежам, должна осуществиться без пригонки (без дополнительной обработки). Детали невозможно изготовить абсолютно точно.
Взаимозаменяемость обеспечивается системой допусков и посадок. Допуск размера — это разность между наибольшим и наименьшим его значением. Посадка определяется взаимным Расположением полей допусков сопрягаемых деталей.