11.4. Точность зубчатых передач
Коэффициент использования металла при точении таких шестерен из прутка равен в среднем 1/3, при штамповке в закрытых штампах он в 2 раза выше.
Колеса
средних диаметров с с/,, <
Толщину обода h улучшенных колес выбирают равной (2...3), толщину дисков С — (0,2...0,3), диаметры ступиц —(1,6...1,9)Β (где Β — ширина колеса, dB —диаметр вала). Технологичная конструкция штампованного колеса показана на рис. 11.9, д (изготовляется в закрытых штампах, диск С механически не обрабатывается).
Колеса цельнолитые менее трудоемки, но уступают по нагрузочной способности колесам кованым. Их применяют при больших диаметрах и нежестких требованиях к габаритным размерам. Иногда используют колеса, у которых зубчатый венец соединяют с диском и ступицей болтами,
11.4. Точность зубчатых передач
Погрешности изготовления зубчатых колес приводят к повышению динамических нагрузок, вибрации, шуму передач. Нарушается мгновенное передаточное отношение и согласованность вращения ведущего ω, и ведомого ω2 валов.
Основными погрешностями изготовления и монтажа зубчатых колес являются погрешности окружного шага, формы профиля и направления зубьев.
Точность зубчатых колес регламентируется ГОСТами. Предусмотрены 12 степеней точности в порядке ее убывания от 1 до 12, Наиболее распространенные в машиностроении степени точности в быстроходных передачах (ν> 10 м/с ) 5, 6, 7, тихоходных— 8, 9.
Нормы точности'цилиндрических зубчатых передач регламентируются ГОСТ 1643-81. Различают следующие основные показатели точности.
1. Кинематическая точность (КТ). Характеризуется полной
погрешностью углов поворота сцепляющихся колес за один оборот.
Она важна для делительных цепей, для передач систем управления и быстроходных силовых передач из-за опасности резонансных колебаний и шума. КТ связана с накопленной ошибкой шага и биением.
2. Плавность работы передач. Характеризуется многократно повторяющимися ошибками углов поворота валов за один оборот колеса; существенно влияет на высокочастотную составляющую динамической нагрузки быстроходных передач; определяется ошибками шага, профиля зубьев и переменной жесткостью зацепления и опор валов.
Пятно контакта зубьев. Определяет концентрацию нагрузки на зубьях; существенно влияет на работоспособность силовых передач.