Санкт-Петербург: 8-812-402-70-55
Москва: 8-495-125-70-55

info@reductory.ru
Название организации:
Имя:
Номер телефона:
Email:
Город:
Адрес доставки:
Требуемая продукция:
ОтменаПодтвердить

11.7. Виды разрушения зубьев. Критерии работоспособности и расчета зубчатых передач

К числу давно применяемых для зубчатых колес пластмасс отно­сятся текстолит (рекомендуемые марки ПТ и ПТК) и древесно- слоистые пластики (рекомендуется ДСП-Г со звездообразным распо­ложением слоев шпона, повернутых на 25-30°). Наиболее перспек­тивными следует считать капролон, полиформальдегид и фенилон.

11.7. Виды разрушения зубьев. Критерии работоспособности и расчета зубчатых передач

При передаче вращающего момента на контактной линии К возникают упругие деформации профилей зубьев, вызывающие контактные напряжениян . У основания зуба от силы Fn воз­никают напряжения изгиба gf (рис. 11.14, а). Эти напряжения изменяются во времени по прерывистому отнулевому циклу (рис. 11.14, б). За время одного оборота колеса /] зуб находится под нагрузкой в течение времени /2. Для передач средней быст­роходности время Г, < 0,1 с, t2 < 0,002 с сопоставимо со временем процесса удара. Переменные напряжения являются причиной усталостного разрушения зубьев; поломка, выкрашивание по­верхности, износ,заедание.

i_11_14.jpg

Рис. 11.14. Напряжения, возникающие в зубьях, и характер их нагружения


 

Поломка зубьев. Наиболее опасный вид разрушения, при­водящий к выходу из строя передачи и часто к повреждению других деталей (валов, подшипников).

Поломка зубьев может вызываться большими перегрузками ударного или статического действия или усталостью материала от многократно повторяющихся нагрузок.

Поломки от перегрузок часто бывают связаны: а) с концен­трацией нагрузки по длине зубьев из-за погрешностей изготовле­ния или больших упругих деформаций валов; б) с износом зубьев, приводящим к их ослаблению и к росту динамических нагрузок; в) с вводом в зацепление на ходу передвижных шестерен.

Трещины обычно появляются у основания зубьев на стороне растянутых волокон.

При усталостном разрушении излом имеет вогнутую фор­му на теле колеса, при разрушении от перегрузки — выпук­лую. Зубья шевронных и широких косозубых колес обычно выламываются по косому сечению (от основания к вершине противоположного торца).

Для предотвращения поломок зубья рассчитывают на изгиб.

i_11_15.jpg
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 11.15. Виды разрушения зубьев


Выкрашивание заключается в появлении на рабочих поверх­ностях небольших углублений, напоминающих оспинки, которые потом растут и превращаются в раковины.