17.14. Посадки подшипников
Перекосы колец и погрешности формы деталей подшипника существенно влияют на величину момента трения. При работе в нормальных условиях момент трения можно оценить по эмпирической зависимости
где /— приведенный коэффициент грения; F = —
результирующая нагрузка на подшипник; d — посадочный диаметр вала.
При F < 0,2 С и л< 0,5«пред в зависимости от типа подшипника / = 0,001...0,008. Для радиально-упорного роликового подшипника при чисто осевой нагрузке / = 0,02. Более точный способ определения момента трения можно найти в [25].
Подшипники качения поставляются как готовые изделия и характер сопряжения их колец в опоре обеспечивают выбором соответствующих отклонений размеров валов и отверстий корпусов. При выборе посадок учитывают: условия нагружения кольца (местное, циркуляционное, колебательное); характер и направление нагрузки; режим работы (легкий, нормальный, тяжелый); тип подшипника; способ регулирования и другие факторы. Режим работы характеризуют отношением эквивалентной нагрузки Ρ к базовой динамической грузоподъемности С. При Р/С < 0,07 режим условно считается легким, при 0,07 < Р/С < 0,15 — нормальным, при 0,15 < /ус <0,5 — тяжелым. Если кольцо вращается относительно вектора нагрузки, нагружение кольца называют циркуляционным, если кольцо неподвижно, то — местным. Кольцо с циркуляционным нагружением следует устанавливать на вал или корпус с натягом во избежание обкатывания кольцом сопряженной детали, развальцовки посадочных поверхностей и контактной коррозии. Обкатывание аналогично движению гибкого колеса во фрикционной волновой передаче. Кольцо с местным нагружением устанавливают с зазором или небольшим натягом, так как обкатывания в этом случае не происходит. Кроме того, это важно для облегчения осевых перемещений колец при монтаже и при температурных деформациях валов и корпусов. При колебательном нагружении вектор радиальной нагрузки совершает периодические перемещения относительно кольца. При наличии ударов и вибрации режим всегда относят к тяжелому. Для большинства подшипников класса точности 0 при местном нагружении наружного кольца основным полем допуска отверстия в корпусе является /77, а вала при циркуляционном нагружении — кв. Поле допуска посадочного отверстия подшипника смещено внутрь отверстия, а поле допуска посадочного диаметра наружного кольца смещено в «тело».