17.5. Кинематика подшипников качения
расчет ведут по эквивалентной радиальной статической нагрузке ΡΰΓ, которая вызывает такую же остаточную деформацию, как и действительная нагрузка:
где
Х{) — коэффициент статической радиальной нагрузки, Y(] — коэффициент статической осевой нагрузки.
Для упорно-радиальных и упорных подшипников эквивалентная осевая статическая нагрузка
Значения коэффициентов Х0 и Υΰ приведены в табл. 17.1.
Таблица 17.1 Значения коэффициентов ,¾ и У0
|
Примечание, е — параметр осевого нагружения. |
При действии статической нагрузки обычно должны выполняться условия: Р0г <С0г или Р0а йС0а . Для подшипников опор, не требующих плавной работы, или когда все точки дорожек качения подвергаются контактным напряжениям, статическая нагрузка может превышать статическую грузоподъемность подшипника в 2 раза. При высоких требованиях к надежности и плавности работы статическую нагрузку понижают в 1,5 раза по сравнению с базовой статической грузоподъемностью.
Статическая грузоподъемность сдвоенных подшипников равна удвоенной статической грузоподъемности одного подшипника.
Нагрузку условно считают
статической, если частота вращения кольца подшипника менее 1 мин-1,
а также при качательном движении.
17.5. Кинематика подшипников качения
Для решения задач динамики, определения числа повторных контактов при расчете контактной выносливости необходимо знать соотношения частот вращения деталей подшипника. С кинематической точки зрения подшипник (рис. 17.7, а) можно рассматривать как планетарный механизм (рис. 17.7, 6), в котором роль водила выполняет сепаратор, а тела качения являются сателлитами. В соответствии с теоремой Виллиса
где яв, пн и пс — частоты вращения соответственно внутреннего кольца, наружного кольца и сепаратора; DH, DE — соответственно диаметры окружностей расположения точек контактов тел качения на наружном и внутреннем кольцах (см. рис. 17.7, а). Учитывая, что Du = Dpw + Dw cos α и DB = Dpw - Dw cosa из
формулы (17,5) находим частоту вращения сепаратора «с=(1-ЛК/2 + (1 + ЛК/2,
где fg см. § 17.4.