17.7. Зазоры и предварительные натяги в подшипниках качения
1. Те же условия, что и во втором пункте, если тела качения и кольца изготовлены из сталей электрошлакового или вакуумно- дугового переплава.
Таблица 17.5 Значения коэффициента а2Ъ
|
Окончательно формула для расчета ресурса с учетом (3 7.9) и (17.10) принимает вид
17.7. Зазоры и предварительные натяги в подшипниках качения
Под осевым или радиальным зазором подразумевают значение величинь! возможного перемещения одного кольца относительно другого из одного крайнего положения в другое в осевом (осевой зазор) или радиальном направлении (радиальный зазор).
Оптимальные значения радиальных и осевых зазоров являются важнейшем условием нормальной работы подшипника. В нерегулируемых подшипниках различают три вида радиальных зазоров: начальный, посадочный и рабочий. Посадочный зазор всегда меньше начального в связи с деформациями колец в радиальном направлении при посадке подшипника на вал и в корпус. При установившемся температурном режиме образуется рабочий зазор, который может быть больше или меньше посадочного под влиянием нагрузки и перелада температур. Стандартом установлено несколько групп начальных радиальных зазоров.
Осевые зазоры регулируемых радиально-упорных подшипников устанавливают при монтаже путем взаимного осевого перемещения их колец.
Значение требуемого осевого зазора (осевой игры) зависит от размеров подшипника, номинального угла контакта, расстояния между подшипниками, а также разности температур корпуса и вала (табл. 17.6, 17.7).
В ряде случаев, например в шпинделях металлорежущих станков, для обеспечения повышенной точности вращения и жесткости опор, а также устранения проскальзывания (верчения) шариков под действием гироскопического момента применяют сборку радиально-упорных подшипников с преднатягом. Сущность преднатяга состоит в создании начального сжатия тел качения осевыми силами при сборке подшипникового узла. Жесткость опоры определяют как отношение внешней нагрузки к упругому сближению колец.