18.10. Устойчивость работы подшипников скольжения
. Размеры цапфы определяют из расчета вала на прочность или жесткость с учетом рекомендуемой относительной длины подшипника Ijd. Для стационарных машин Ijd принимают в пределах 0,6...0,9. В быстроходных подшипниках автомобильных двигателей //^ = 0,3...0,4, в буксах вагонов — 1,4...2.
Для оптимизации выбора зазоров можно использовать обобщенную характеристику работы подшипника [40], под которой понимают зависимости минимальной толщины масляного слоя /7mjn , средней температуры tm и расхода масла V от диаметрального зазора S (рис. 18.7).

О S, мкм Рис. 18.7. Обобщенная характеристика работы подшипника скольжения |
Для построения обобщенной характеристики температуру масла определяют из уравнения теплового баланса при нескольких произвольно выбранных значениях величин относительного эксцентриситета, от которых зависят основные параметры, характеризующие работу подшипника.
По найденному значению температуры вычисляют динамическую вязкость масла и из уравнения (18.4) определяют относительный зазор, соответствующий тепловому балансу и выбранному относительному эксцентриситету
Далее определяют минимальную
толщину масляного слоя
и остальные параметры, характеризующие работу подшипника.
Для встроенных подшипников, у которых теплоотвод осуществляется, главным образом, смазочным материалом (fV2 « Щ), из уравнения теплового баланса находят среднюю температуру масла

Обобщенная характеристика работы подшипника (рис. 18.7) позволяет легко подобрать стандартную посадку. При выборе посадки следует иметь в виду, что при малых зазорах S толщина масляного слоя может оказаться недостаточной, а его температура слишком высокой. При больших зазорах растет расход масла и ухудшается центрирование вала.
18.10. Устойчивость работы подшипников скольжения
При работе подшипника с малыми эксцентриситетами движение вала может быть неустойчивым. Из-за формы эпюры давления вал смещается не по линии действия радиальной нагрузки, а под углом к ней (см. рис. 18.4). С уменьшением эксцентриситета угол нагрузки возрастает, а жесткость масляного слоя уменьшается из-за уменьшения клиновидности зазора. При этом малые изменения нагрузки приводят к большим перемещениям вала, которые легко переходят в вихревые движения.