19.3. Муфты сцепные управляемые
Минимальный диаметр стержня
d -4[σ]Μ £>ξ2(3 - ψ3)/(3£φ), где [<т]и — допускаемое напряжение изгиба материала стержня; ξ = 5/£) — геометрический параметр; S — см. на рис. 19.19; \\) = ajS (принимают ψ = 0,6-0,7 для нелинейных муфт, ψ — 1,0 для линейных муфт); φ — угол относительного поворота полумуфт; Ε — модуль упругости первого рода. Радиус кривизны профиля гнезда ρ = £J/(2[a]„).
Основные размеры муфты в зависимости от величины вращающего момента приведены в [9; 32].
19.3. Муфты сцепные управляемые
Сцепные муфты соединяют и разъединяют неподвижные или вращающиеся валы по команде. Их подразделяют на муфты с профильным замыканием (кулачковые) и на фрикционные. Последние широко используют при необходимости изменения режима работы машины без остановки двигателя.
Муфты сцепные кулачковые. Применяют для передачи больших вращающих моментов при нечастых включениях. Они имеют значительно меньшие габаритные размеры и массу, чем фрикционные муфты сцепления. Однако они соединяют валы, угловые скорости которых равны или незначительно различаются. При этом требуется точная соосность соединения полумуфт. На рис. 19.20 изображена муфта с торцевыми кулачками и некоторые профили кулачков. Выбор формы кулачков определяется в основном условиями включения муфты (одинаковые угловые скорости полумуфт) и передаваемой нагрузкой.
Материал кулачковых муфт должен
обеспечивать высокую твердость рабочих поверхностей кулачков. Для этого используют
стали марок 20Х, 12ХНЗА с цементацией и закалкой до твердости 50.,.60 HRC.,. При частых включениях применяют
стали 40Х, 40ХН, 35ХГСА с закалкой рабочих поверхностей зубьев до твердости 40.. .45 HRC3.
|
Приближенным расчетом проверяют контактные напряжения на рабочей поверхности кулачка включенной муфты в предположении равномерной работы всех кулачков
aH=2T/(dcpzA)<[c]H,
где Τ — расчетный вращающий момент; d0? — средний диаметр
муфты по кулачкам; А — площадь проекции опорной поверхности кулачка на диаметральную плоскость; ζ — число кулачков.