19.4. Муфты сцепные самоуправляемые
В сухих муфтах в основном применяют фрикционные пары:
1) закаленная сталь по
металлокерамике, образованной нанесением и спеканием под давлением смеси
порошков меди, железа, графита, свинца и др.;
2) закаленная сталь по фрикционным накладкам, выполненным на основе термореактивных смол с необходимыми ингредиентами.
В муфтах со смазкой в основном применяют фрикционные пары:
1) закаленная сталь по металлокерамике;
2) закаленная сталь по стали;
3) бронза по закаленной стали или чугуну.
Средние значения коэффициентов трения и допускаемым давлениям фрикционных пар можно найти в справочной литературе [32].
При приближенных расчетах муфт определяют;
1) расчетный вращающий момент на муфте
Tp=sT,=FfzD,pl2, где £>Ср -{D] + D2)/2 — средний диаметр рабочей поверхности дисков; Тс — максимальный вращающий момент, нагружающий муфту; ζ — число пар поверхностей трения; / — коэффициент трения; F — сила сжатия фрикционных дисков; s — коэффициент запаса сцепления [32];
2) давление ρ на рабочей поверхности дисков (чем больше давление, тем больший вращающий момент передает муфта, однако тем быстрее изнашивается фрикционное покрытие дисков)
p = 4F/n(D?-D2)<[p], где [/)] —допускаемое давление [32];
3) число пар поверхностей трения
z = 2TJ(KMP]D^K:), где ψ = (£>[-D2)/(2Dcp) (обычно ψ = 0,1-0,35); К, —коэффициент влияния числа дисков на силу включения муфты [32] (учитывает трение выступающих частей диска о направляющие пазы полу муфт).
Кроме рассмотренных типов муфт
сцепления существует большое количество других муфт сцепления [32]. Довольно
часто фрикционные муфты сцепления применяют в качестве тормозов.
19.4. Муфты сцепные самоуправляемые
Сцепные самоуправляемые муфты соединяют или разъединяют валы автоматически при наступлении особых условий в работе машины. В зависимости от выполняемых функций эти муфты подразделяют на несколько типов.
Муфты предохранительные. Предохраняют дорогие детали в машинах (зубчатые колеса, валы и др.) от случайных перегрузок