4.2. Сварные соединения стыковыми швами
Наличие вышеуказанных дефектов и зоны влияния, остаточные напряжения и возможное изменение геометрической формы (рис. 4.1, г) обусловливают концентрацию напряжений при нагружении и вызывают снижение циклической прочности сварного соединения, оцениваемое эффективным коэффициентом концентрации напряжений
где — предел выносливости образца без концентрации напряжений, площадь поперечного сечения которого совпадает с площадью поперечного сечения сварной детали; σ_№ — предел выносливости сварной детали натурных размеров.
Так, наличие подреза (рис. 4.1,6) может снизить циклическую прочность сварног о соединения до 20 раз [17].
4.2. Сварные соединения стыковыми швами
Стыковые швы являются наиболее рациональными, приближающие по форме и прочности составные детали к целому изделию. Они образуются при полной проварке стыка торцов соединяемых деталей с помощью дуговой (рис. 4.2, а - д) или контактной (рис. 4.2,е)электросварки.
Рис. 4.2. Сварные соединения стыковыми швами |
Полный и бездефектный провар стыка обеспечивает рав- нопрочность сварного шва и соединяемых деталей (основного металла) при статическом нагружении. Для этого кромки деталей, соединяемых дуговой сваркой, механически обрабатывают (разделывают): при малой толщине 5<1мм выполняют от- бортовку (см. рис. 4.2, а); при 5 = 1...6 мм — без скоса кромок (см. рис. 4.2, б); при 5>4мм — со скосом различной формы (см. рис. 4.2, в, г); кромку детали таврового соединения с полным проваром также разделывают со скосом (см. рис. 4.2, ό). Горцы деталей под стыковую электроконтактную сварку выполняют плоскими (см. рис. 4.2, е).
Стыковые сварные соединения (рис. 4.3) при статическом нагружении преимущественно разрушаются по шву или по зоне юрмического влияния, которая снижает как статическую, так и циклическую прочность соединения.
Расчет сварных стыковых швов на статическую прочность проводят по эквивалентным напряжениям σ £ в опасном сечении, испытывающем сложное напряженное состояние.
Опасное сечение Зона термического
Рис. 4.3. Схема нагружения сварного соединения со стыковым швом: /· — центральная растягивающая сила; Л/— изгибающий момент; Τ— крутящий момент |
Для определения о£ обычно используют четвертую теорию прочности:
где σρ = 4F/[n(D2 -d2)\ — нормальные напряжения растяжения (или сжатия);