4.3. Сварные соединения угловыми швами
— наибольшие нормальные напряжения изгиба (в зоне А);
— наибольшие касательные напряжения кручения (в зоне А).
Если δ « D (δ = (D-(./)/2), то выражения упрощаются:
—допускаемое напряжение для сварного шва (табл. 4.1).
Эффективный коэффициент концентрации напряжений для необработанных механическим путем стыковых швов при ручной сварке углеродистых сталей в среднем составляет Κσ = 1,2 .
4.3. Сварные соединения угловыми швами
Угловые швы образуются при сваривании деталей нахле- сточных (рис. 4.4, а), тавровых (рис. 4.4, б) и угловых (рис. 4.4, в) соединений, кромки которых не имеют скосов. Это упрощает их изготовление. Если сварной узел можно легко переворачивать вручную или с помощью кантователя, то привариваемую деталь можно обварить по всему периметру с двух сторон; если доступ ко второй стороне затруднен или невозможен, сварку выполняют только с одной стороны.
|
При статическом нагружении обычно применяют нормальные угловые швы, имеющие в поперечном сечении прямоугольный треугольник с соотношением катетов 1:1 (см. рис. 4.4, а, сечение А-А), как более простые в изготовлении. Для таких швов расчетная высота при ручной сварке составляет ρ = 0,7/с . Катет нормального углового шва принимают из соотношения
где 5min — минимальная толщина свариваемых деталей.
Эффективный коэффициент концентрации напряжений для угловых швов при сварке углеродистых сталей составляет Κσ =2,5...4,5 в зависимости от конструкции сварного соединения и величины остаточных напряжений. Это существенно ограничивает область их применения при переменных нагрузках. При переменном нагружении для снижения величины можно применять швы с соотношением катетов 1:2 или вогнутые (рис. 4.4, с?), получаемые после механической обработки.
Деформация сварных деталей под нагрузкой приводит к неравномерности нагружения швов. Особенно ощутима концентрация напряжения в продольных (фланговых) швах (рис. 4.5, а), расположенных вдоль действующей силы F, причем, чем длиннее швы. тем значительнее неравномерность. В связи с этим ограничиваю! длину фланговых швов; кроме того, из-за неизбежных дефектов по концам швов вследствие нестабильного горения дуги не следует делать фланговые швы короче 30 мм, т. е.