9.1.3. Виды изнашивания
Полное разделение трущихся поверхностей обеспечивает слой жидкости (масла), минимальная толщина (/?mjn) которого с определенным запасом (К) превышает сумму высот микронеровностей:
где Rzx и Rz2 — высота профилей микронеровностей трущихся поверхностей.
Обычно при расчетах принимают К > 2 во избежание касания микронеровностей в результате деформации деталей под нагрузкой (например, прогиб вала) или при отклонении от пра-
Липкостъ — способность веществ закрепляться на поверхности тверлых
тел за смет физико-химических сил взаимодействия.
пильной геометрической формы деталей (например, нецилинд- 5>ичность цапфы вала).
Полужидкостная сиазка — смешанная смазка, когда трущиеся поверхности не полностью разделены слоем жидкости и происходит касание отдельных микронеровностей поверхностей 1! пределах пятен.
Отношение силы трения F к нормальной силе F„ называют коэффициентом трения /. Величина / в основном зависит от вида смазки; подробнее см. [21]. Так, при смазывании подшипников скольжения жидким маслом значение / зависит от комплекса μω/ρ (μ — динамическая вязкость масла, со — угловая скорость вращения вала, p-Fn(idl) — условное давление, d и / — размеры цапфы нала). Изменение величины коэффициента трения для изотермических условий представлено на рис. 9.5. Средние значения в условиях граничной смазки стальной цапфы вала и вкладыша подшипника скольжения из различных материалов приведены ниже:
Чугун
серый...................................... 0,15
антифрикционный............... 0,12
Бронза
бсзоловянистая.................... 0,10
оловянистая........................... 0,08
Керамика бронзографитовая.......... 0,08
Рис. 9.5. Кривая Герси-Штрибека: / — зона граничной смазки; 2 — зона полужидкостной смазки; 3 — зона жидкостной смазки |
Текстолит................................................ 0,15
Фторопласт.................................. 0,05
В условиях жидкостной смазки значение коэффициента трения составляет = 0,0005.,.0,005; применительно к подшипникам скольжения более подробно см. [16].
Значение коэффициента трения для полужидкостной смазки можно определить в первом приближении: /2 = (/j + /з)/2 .
9.1.3. Виды изнашивания
Внешнее трение деталей обычно сопровождается изнашиванием — разрушением контактирующих поверхностей с изменением их размеров. В результате изнашивания образуется износ, который может быть измерен в единицах длины, объема, массы и др. Износостойкость — способность трущихся поверхностей сопротивляться изнашиванию.