Санкт-Петербург: 8-812-402-70-55
Москва: 8-495-125-70-55

info@reductory.ru
Название организации:
Имя:
Номер телефона:
Email:
Город:
Адрес доставки:
Требуемая продукция:
ОтменаПодтвердить

9.1.3. Виды изнашивания

Полное разделение трущихся поверхно­стей обеспечивает слой жидкости (масла), минимальная толщина (/?mjn) которого с определенным запасом (К) превышает сумму высот микронеровностей:

9_2.jpg

 

 

 

где Rzx и Rz2 — высота профилей микронеровностей трущихся поверхностей.

Обычно при расчетах принимают К > 2 во избежание каса­ния микронеровностей в результате деформации деталей под нагрузкой (например, прогиб вала) или при отклонении от пра-

Липкостъ — способность веществ закрепляться на поверхности тверлых тел за смет физико-химических сил взаимодействия.

пильной геометрической формы деталей (например, нецилинд- 5>ичность цапфы вала).

Полужидкостная сиазка — смешанная смазка, когда тру­щиеся поверхности не полностью разделены слоем жидкости и происходит касание отдельных микронеровностей поверхностей 1! пределах пятен.

Отношение силы трения F к нормальной силе F называют коэффициентом трения /. Величина / в основном зависит от вида смазки; подробнее см. [21]. Так, при смазывании подшипников скольжения жидким маслом значение / зависит от комплекса μω/ρ (μ — динамическая вязкость масла, со — угловая скорость вращения вала, p-Fn(idl) — условное дав­ление, d и / — размеры цапфы нала). Изменение величины коэффициента трения для изо­термических условий пред­ставлено на рис. 9.5. Средние значения в условиях гра­ничной смазки стальной цап­фы вала и вкладыша подшип­ника скольжения из различных материалов приведены ниже:

Чугун

серый......................................          0,15

антифрикционный...............          0,12

Бронза

бсзоловянистая....................          0,10

оловянистая...........................           0,08

Керамика бронзографитовая.......... 0,08

i_9_5.jpg

Рис. 9.5. Кривая Герси-Штрибека:

/ — зона граничной смазки; 2 — зона полужидкостной смазки; 3 — зона жидкостной смазки

Текстолит................................................ 0,15

Фторопласт..................................           0,05

В условиях жидкостной смазки значение коэффициента тре­ния составляет = 0,0005.,.0,005; применительно к подшипни­кам скольжения более подробно см. [16].

Значение коэффициента трения для полужидкостной смазки можно определить в первом приближении: /2 = (/j + /з)/2 .

9.1.3. Виды изнашивания

Внешнее трение деталей обычно сопровождается изнашива­нием — разрушением контактирующих поверхностей с измене­нием их размеров. В результате изнашивания образуется износ, который может быть измерен в единицах длины, объема, массы и др. Износостойкость — способность трущихся поверхностей со­противляться изнашиванию.