9.2. Смазочные материалы
Интенсивному абразивному изнашиванию подвержены рабочие органы и передачи горных, строительных, дорожных, сельскохозяйственных и т. п. машин, а также открытые узлы трения. В меньшей мере абразивному изнашиванию подвергаются закрытые передаточные механизмы, оснащенные эффективными уплотнениями и проточной (циркуляционной) системой смазывания с полнопоточной фильтрацией. Как показывает практика, увеличение твердости трущихся поверхностей повышает их износостойкость.
В соединениях, рабочие поверхности которых испытывают контактные напряжения в условиях колебательных тангенциальных микросмещений из-за упругих деформаций или люфтов, может происходить изнашивание от фреттинг-коррозии. Циклическое раскачивание выступов микронеровностей контактирующих поверхностей в конце концов приводит к их усталости и обламыванию. Оставаясь в зоне контакта, они производят микрорезание при одновременном коррозионном воздействии окружающей среды. Фреттинг-коррозия часто возникает в соединениях с натягом, в шпоночных, шлицевых и других подобных соединениях.
Повышение твердости контактирующих поверхностей, покрытие фосфатированных поверхностей дисульфидом молибдена (твердый смазочный материал, снижающий трение), увеличение натяга в соединении снижают изнашивание от фреттинг- коррозии.
Кроме рассмотренных выше, в соединениях и узлах трения можно наблюдать и другие виды изнашивания [17].
9.2. Смазочные материалы
По физическому состоянию смазочные материалы (СМ) разделяют на смазочные масла, пластичные, твердые и газообразные смазочные материалы (масляный туман, очищенный воздух); при непосредственном контакте подшипника с водой она должна служить смазочным материалом.
9.2.1. Смазочные масла
Смазочные масла (в дальнейшем просто масла) являются основным смазывающим материалом для машин общего назначения. В зависимости от исходного продукта различают нефтяные (минеральные), синтетические и жировые масла. В настоящее время для смазывания машин общего назначения в основном применяют нефтяные масла, представляющие сложную смесь парафиновых, нафтеновых, ароматических углеводородов и некоторых примесей (сернистые соединения, смолы и т. п.). Исходным продуктом для выработки нефтяных масел является мазут, остающийся после отгонки из сырой нефти светлых фракций (бензина, керосина и др.).