Базовая динамическая грузоподъемность подшипника
Используя формулы (17.4)--(17.6) и учитывая, что число циклов нагружений N пропорционально ZL, получаем уравнение кривой усталости в более удобной для расчетов форме
где ρ = 3 для шарико- и ρ - 10/3 для роликоподшипников.
Уравнение кривой усталости можно также представить в виде
Константу С называют базовой динамической грузоподъемностью подшипника. Базовая динамическая грузоподъемность подшипника — это такая условная неподвижная постоянная нагрузка, которую подшипник может теоретически воспринимать в течение одного миллиона оборотов [7]. Действительно, при L = 1 значение С = Fr. Однако при этом контактные напряжения превышают допустимые и при L ~ 1 величина Fr соответствует только экстраполированному теоретическому участку кривой усталости (рис. 17.9). Формулы (17.8) справедливы при Fr < 0,5С . Значения С для всех типоразмеров стандартных подшипников подсчитаны и указаны в каталогах.
Базовый расчетный ресурс Ц0 в миллионах оборотов, соответствующий 90 % надежности, определяют для подшипников, выполненных из обычных материалов по обычной технологии и работающих в обычных условиях, по формуле
где Ρ — эквивалентная динамическая нагрузка, которая учитывает условия нагружения и конструкцию подшипника. Индекс 10 обозначает вероятность отказа 100 - 90 = 10 % .
Формула (17.9) справедлива, если Ρ < 0,5С и частота вращения η не более предельно допустимой для данного подшипника. При 1 < η < 10 мин-1 условно принимают η = 10 мин 1.
Эквивалентная динамическая нагрузка
Ρ — это такая постоянная нагрузка (радиальная для
радиальных и радиально- упорных подшипников; осевая для упорных и упорно-
радиальных), при которой обеспечиваются такой же ресурс и надежность, как и при
действительных условиях нагружения. Для
радиальных и радиально-упорных подшипников эквивалентная динамическая
радиальная нагрузка
Для упорных подшипников
В этих формулах Fr и Fa — соответственно радиальная и осевая нагрузки; X и У — коэффициенты радиальной и осевой динамической нагрузки; V — коэффициент вращения. При вращении внутреннего кольца относительно вектора нагрузки V ~ I и V 1,2 при вращении наружного кольца. Для сферических подшипников в любом случае V-1.