Для крупногабаритных резьбовых деталей
Из технологических мероприятий существенное повышение предела выносливости дает накатка резьбы, при которой волокна материала не перерезываю гея и, кроме этого, во впадинах резьбы после накатки образуются напряжения сжатия, положительно влияющие на характер напряженного состояния во впадинах наиболее нагруженных витков. Для крупногабаритных резьбовых деталей повышение циклической прочности достигается, если после нарезки резьбы и термообработки используют обкатку впадин. Обкаткой роликом впадин резьбы удается повысить предел выносливости резьбовых деталей до двух раз и более.
|
Рис. 2.28. Улучшение распределения нагрузки ■ но виткам резьбы путем коррекции шага |
2, Снижение коэффициента основной нагрузки χ. В соединениях, работающих при переменных нагрузках, снижение χ является эффективным способом повышения прочности резьбовых соединений. Практически это может быть осуществлено путем увеличения податливости винтов в нерезьбовой части (рис. 2.29), либо повышением жесткости стыка, например, за счет снижения шероховатости стыкуемых поверхностей, лучшей их пригонки, увеличения жесткости прокладок в случае необходимости их применения. Иногда для снижения χ под головку винта или под гайку устанавливают тарельчатые пружины 1, 2 (рис. 2.30).
3. Использование винтов более высокого класса прочности. С переходом от класса прочности 4.6 к классу 10.9 предел текучести винта возрастает примерно в 3,5 раза, что в сочетании с
3 - 5247
контролируемой затяжкой дает значительный выигрыш в размерах. Это особенно целесообразно, когда работоспособность соединений лимитирована статической прочностью винтов.

Рис. 2.29. Примеры выполнения винтов с повышенной податливостью
4. Применение контролируемой затяжки. При сборке резьбовых соединений в зависимости от их ответственности и требований к металлоемкости применяют либо контролируемую, либо неконтролируемую затяжку. Контроль силы при затяжке
осуществляют чаще всего по величине момента завинчивания, используя для этого специальный динамометрический ключ или ключ предельного момента. Более точно затяжку можно контролировать по величине удлинения стержня винта.
Рис. 2.30. Пример снижения коэффициента основной нагрузки χ |