для определения диаметра винтов (болтов)
Составляющие силы F, приведенные к центру тяжести О (рис. 2.16, б), распределяются равномерно по винтам и равны
Fu =Fl2 = ... = Fu=Fxjz, Fix =jS22 =--- = F2i -F2jz. Проведя геометрическое суммирование сил FiY, Fit и F2l на
каждом винте, находят наиболее нагруженные винты соединения. Наиболее нагруженным оказался нижний винт правого ряда, в котором Fm3y. = Fbm + Г,; + F25 (рис. 2.16, б). Остальные винты (болты) нагружены меньше.
Далее
для определения диаметра винтов (болтов) рассчитывают одиночное болтовое
соединение, нагруженное сдвигающей силой
/•jnax (рис.
2.17). Возможны два варианта установки винтов (болтов) н соединении: с зазором
(рис. 2.17, а) и без зазора (рис. 2.17, б).
Винты поставлены с зазором (рис. 2Л7, а). Нагрузка с одной детали на другую в этом случае передается силами трения на стыке деталей в результате затяжки винта (болта). Критерий работоспособности соединения в этом случае — отсутствие взаимного смещения деталей, что выполняется при условии

Введя коэффициент запаса по сдвигу ксл и выразив F.

рез силу затяжки Еш. и коэффициент трения/ получим

Отсюда необходимая сила затяжки
|
Расчетный диаметр винта (болта) определяют по формуле ι1 10); коэффициент запаса по сдвигу кСл принимают равным
I ,.' ...2 (меньшие значения при статических, большие — при переменных нагрузках).
|
На практике для повышения надежности соединений с вин- ΐίΐΜΐι, поставленными с зазором, часто используют дополнительные разгрузочные устройства в виде шпонок, втулок, штифтов ι рис 2.18).
|
Рис. 2.18. Соединение с болтами, разгруженное от сдвига
Нипты поставлены
без зазора (рис. 2.17,
б). В этом слчае сила передается стержнем винта,
работающим на ■ ρ· ι но сечению
I-I, а также силами
трения от затяжки винта, π и
силы трения на стыке деталей не учитывают, упрощая
этим расчет. Допускаемая при этом погрешность идет в запас прочности.
Касательные напряжения в опасном сечении стержня винта

где [τ] = (0,2... 0,3)σΤ — допускаемое напряжение среза. Отсюда диаметр стержня винта
При малых толщинах соединяемых деталей необходимо выполнить приближенный проверочный расчет на смятие
Рис. 2.19. Соединение, нагруженное отрывающими силами |
где [а]см - (0,35...0,45)<гт — допускаемое напряжение смятия менее прочной из контактирующих стальных деталей; dj>} и de(&2 с) — условные площади смятия (боковая поверхность цилиндра заменена площадью диаметрального сечения винта (болта)).