Для радиального шарикового подшипника величины сближений колец
Известно, что сближение δ кольца и тела качения под действием нагрузки F в результате контактных деформаций
(рис. 17.6) можно определить по формулам для шарико- и роликоподшипников соответственно, где с и η — коэффициенты, зависящие от материала и геометрии контактирующих поверхностей.
Из геометрических соотношений следует (см. рис. 17.5,6),
что
(17.2) где Ζ
— число тел
качения; i — номер тела качения.
Для радиального шарикового подшипника величины сближений колец в направлении действия сил F!
Расчеты показывают, что значение к мало зависит от Ζ. Например, для радиального шарикоподшипника к « 4,37 , а для роликоподшипника к«4,06 . С учетом влияния зазоров при Ζ > 8 принимают для шарико- и роликоподшипников к = 5.
17.4. Статическая грузоподъемность подшипника
Базовая статическая
грузоподъемность подшипников — это такая статическая нагрузка, превышение
которой вызывает появление недопустимых остаточных деформаций в деталях подшипника.
Опыт показал, что при статическом нагружении подшипника, т. е. при отсутствии
взаимного поворота колец, общая остаточная деформация в контактах менее 0,0001
диаметра тела качения не оказывает влияния на работоспособность подшипника.
Поэтому при определении статической грузоподъемности за расчетные напряжения
принимают максимальные контактные напряжения, которые вызывают общую остаточную
деформацию кольца и тела качения в наиболее нагруженной зоне, приблизительно
равную 0,0001 диаметра шарика Dw или расчетного диа
метра ролика Dwe ..Для конических роликов Dwe равен среднему диаметру ролика, а
для бочкообразных — наибольшему.
В шарикоподшипниках начальный контакт между шариком и кольцами происходит в точке, которая в общем случае под нагрузкой превращается в небольшую площадку эллиптической формы. По формуле Герца наибольшее контактное напряжение
где F0 — нагрузка на шарик; Епр — приведенный модуль упругости; рпр — приведенный радиус кривизны; В — коэффициент,
зависящий от геометрии контактирующих тел и коэффициентов Пуассона.