Для радиальных и радиально-упорных роликоподшипников
В роликоподшипниках начальный контакт между роликом и кольцами происходит по линии, которая под нагрузкой превращается в площадку, близкую к прямоугольной.
Согласно формуле Герца, наибольшее контактное напряжение
где Fq — нагрузка на ролик; Lwe — длина контактной линии ролика. Расчетные контактные напряжения для шарикоподшипников (кроме сферических) составляют 4200, а для роликоподшипников — 4000 МПа. Для радиальных шариковых сферических двухрядных подшипников — 4600 МПа.
Принимая данные напряжения за допускаемые, вычисляют
базовую статическую грузоподъемность подшипника. Используя геометрическое
подобие подшипников одной серии, приведенный радиус кривизны ρ выражают через диаметр тела качения Dw или Dwe.
Наибольшая нагрузка F0 на тело качения пропорциональна нагрузке Fr и обратно пропорциональна числу
тел качения Ζ [формула (17.4)]. Подставляя
величины рг|р и аи =[o]w соответственно в формулы (17.5) и (17.6), можно
видеть, что величина допускаемой статической нагрузки
для радиального шарикового подшипника пропорциональна значению [a]HZDw, а для радиального роликового подшипника —ZDweLwe. В окончательные формулы для вычисления статической
грузоподъемности вводят число рядов тел качения i и для радиально-упорных подшипников — множитель cos α (где α — номинальный угол контакта).
Например, формула статической грузоподъемности для
радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников имеет вид C0r
= faiZDl cos α, а для радиальных и радиально-упорных
роликоподшипников С
где /0— постоянный коэффициент, зависящий
от принятого уровня контактных напряжений и геометрического параметра , где Dpw — диаметр окружности, проходящей
через центры тел качения.
Для радиальных и радиально-упорных шариковых подшипников
где d и D — соответственно внутренний и наружный диаметры подшипника,
/0 = 14,7 + 20/g при fg< 0,09; /0 = 18,7-23,3/^ при fg> 0,09. Для радиальных и радиально-упорных роликоподшипников
Базовая радиальная статическая грузоподъемность С0г и базовая осевая статическая грузоподъемность С0а вычислены для всех стандартных подшипников и указаны в каталогах.
При действии на радиальные и радиально-упорные подшипники одновременно радиальной Fr и осевой Fa нагрузок