Достоинства паяных соединений
Современные методы пайки [21] значительно расширили технические возможности выполнения соединений. Пайку применяют при изготовлении камер сгорания жидкостных реактив- пых двигателей, лопаток турбин, топливных и масляных трубопроводов, деталей ядерных реакторов и других конструкций из тугоплавких металлов (молибдена, ниобия, тантала, вольфрама), плохо поддающихся сварке.
Достоинства паяных соединений: возможность соединять детали не только из однородных, но и из разнородных материалов, например, стали со сплавами цветных металлов; металлы с графитом, ферритом, фарфором и др.; повышенная технологичность, так как возможно осуществлять пайку в скрытых или малодоступных местах конструкции, изготовлять сложные узлы за один прием, паять не по контуру, а одновременно по всей поверхности соединения; подбирая соответствующие припои, можно выбрать температуру пайки так, чтобы при нагреве под пайку у предварительно термообработанных материалов сохранялись механические свойства в изделии (в готовом соединении) или чтобы нагрев под пайку одновременно обеспечивал и термическую обработку деталей соединения; возможность распайки соединения.
Недостатки: сравнительно низкая прочность паяного соединения на сдвиг и очень низкая прочность на отрыв; высокая трудоемкость изготовления изделий методами высокотемпературной пайки.
Следует отметить, что прочность паяного шва выше (иногда существенно) прочности припоя в связи с растворением в слое припоя материала деталей и в связи с тем, что слой припоя находится в стесненном напряженном состоянии между соединяемыми деталями.
Характеристики наиболее часто применяемых в машиностроении способов пайки приведены в табл. 8.1, а основные типы паяных соединений — в табл. 8.2.
Пайкой соединяют детали различной формы: листы, стержни трубы и др. В последнее время находят применение сотовые паяные конструкции; в обшивке самолетов листы из малопрочных алюминиевых сплавов заменяют паяными высокопрочными и жесткими панелями (рис. 8.1) из тонких стальных листов с сотовым (рис. 8.1, а) или гофровым (рис. 8.1,6) промежуточным заполнителем.
Паяные соединения предпочтительно выполнять нахлесточ- ными; площадь перекрытия (площадь пайки) следует назначать так, чтобы прочность паяного соединения была равна прочности целой детали.