Достоинства сварных соединений:
Механизированную сварку выполняют с помощью контактных машин, управляемых оператором; установку параметров технологического процесса, подачу и съем сварного изделия, а также включение выполняют вручную. Автоматическую сварку осуществляют сварочными роботами, применяемыми при массовом производстве. Электроконтактную сварку применяют для соединения деталей из углеродистых и легированных сталей, алюминиевых и других сплавов.
Достоинства сварных соединений:
а) возможность получения изделий больших размеров (корпуса судов и летательных аппаратов, железнодорожные нагоны, кузова автомобилей, трубопроводы, резервуары, фермы, мосты и др.);
б) снижение массы по сравнению с литыми деталями до 30...50 % , с клепаными — до 20 %; этого достигают благодаря в основном снижению толщин стенок и припусков на механическую обработку, а также отсутствию ослабляющих отверстий и накладок при клепке;
в) снижение стоимости изготовления сложных деталей в условиях единичного или мелкосерийного производства;
г) малая трудоемкость, невысокая стоимость оборудования, возможность автоматизации.
Недостатки сварных соединений:
а)вероятность возникновения при сварке плавлением различных дефектов швов (рис. 4,1), снижающих прочность соединений (особенно при переменном нагружении);
б) низкая прочность швов при электроконтактной сварке вследствие неправильного выбора параметров технологического процесса;
в) необходимость проведения для всех сварных швов визуального контроля, а для сварных изделий ответственного назначения — неразрушающего инструментального контроля (ультразвуковой, рентгеновский и др.) или выборочного разрушающего;
г) возникновение остаточных напряжений (вследствие термических деформаций от неравномерного нагрева) снижает прочность и вызывает необходимость проведения в ряде случаев механической обработки после старения (изменение свойств металла во времени вследствие внутренних процессов);
д) местный нагрев вызывает в зоне термического влияния вблизи шва изменение механических свойств металла.
Рис. 4.1. Дефекты сварных швов: а — непровар; б — подрез; в — смешение свариваемых кромок; г — изменение толщины сварной детали; I — зона термического влияния: 2 — зона шлаковых и газовых включений |