Виды центрирования эвольвентных шлицевых соединений
При этом точную центрирующую поверхность в ступице получают протягиванием, а на валу — круглым шлифованием, что является наиболее точной и производительной операцией (80 % прямобочных шлицевых соединений центрируются по наружному диаметру). При невысокой твердости зубьев ступиц соединения можно применять и центрирование по боковым граням, в этом случае точные боковые грани зубьев в ступице получают протягиванием, а на валу — шлифованием.
Для высоконагруженных соединений, особенно при стесненных габаритах, термообработка на высокую твердость рабочих поверхностей (закалка) является необходимой. В этом случае исправить неизбежную после термообработки поводку (искажение формы деталей) и получить точные центрирующие поверхности можно шлифованием. Когда отверстие в ступице имеет высокую поверхностную твердость, обычно применяют центрирование по внутреннему диаметру (рис. 6.6, б), обрабатывая центрирующие поверхности вала и втулки шлифованием; при этом получают наиболее высокую степень точности центрирования вала и ступицы.
Более перспективны соединения с эвольвентными зубьями — шлицами по ГОСТ 6033-80; их выполняют с центрированием по боковым (рабочим) поверхностям (рис. 6.8, а) или по наружному диаметру (рис. 6.8, б)\ наиболее распространен первый способ центрирования.
Рис, 6,8. Виды центрирования эвольвентных шлицевых соединений. а — по боковым граням; б — по наружному диаметру |
Профиль эвольвентных шлицев очерчивается, как и профиль зубьев зубчатых колес эвольвентного зацепления, окружностью вершин, окружностью впадин и эвольвентами. Отличие этого про- ,филя заключается в увеличенном угле зацепления 30° (вместо 20°) и уменьшенной высоте зуба h~m (вместо h = 2,25m), где т — модуль зацепления. По ГОСТ 6033-80 эти соединения предусмотрены для наружных диаметров в интервале от 4 до 500 мм с модулями т от 0,5 до 10 мм при числе зубьев ζ = 6...82.
Достоинства эвольвентных шлицевых соединений по сравнению с прямобочными: повышенная прочность эвольвентных шлицев (зубьев) на изгиб вследствие утолщения зубьев у основания и на смятие из-за увеличенного числа зубьев; в производстве требуется меньшая номенклатура фрез, так как эвольвентные шлицы одинакового модуля можно нарезать одной фрезой или долбяком, в то время как при изготовлении прямобочных шлицев для каждого размера и числа зубьев требуется отдельная фреза; при обработке зубьев (шлицев) могут быть использованы совершенные технологические процессы, применяемые для изготовления зубьев зубчатых колес.