Фланцевые муфты
Фланцевые муфты (рис. 19.2). Состоят из двух одинаковых
полумуфт, выполненных в виде ступицы с фланцем. Фланцы соединяют болтами.
Различают два конструктивных исполнения.
1. Половину болтов устанавливают во фланцах полумуфт без зазора (рис. 19.2). В этом случае центрирование полумуфт осуществляют эти болты. В результате завинчивания гаек фланцы прижимаются силами затяжки болтов, и на торцах фланцев возникает момент сил трения. Вращающий момент с одной полумуфты на другую передается стержнями болтов, поставленных без зазора, и силами трения на фланцах. Задача является статически неопределимой. В целях существенного упрощения расчетов приближенно принимают, что весь вращающий момент передается только стержнями болтов, поставленных без зазора и работающих на срез и смятие. Силы, действующие на один болт, болтов, поставленных без зазора; Л, — диаметр, на котором расположены оси болтов.
Диаметр d(i стержня болта, работающего на срез, определяют из условия
,
где [τ] — допускаемые касательные напряжения материала болта (см. п. 2.8.3).
Далее необходимо выполнить проверочный расчет на смятие (см. п. 2.8.3).
2. Все болты во фланцах полумуфт устанавливают с зазором. При этом необходимо предусмотреть центрирование полумуфт [9]. В этом случае весь вращающий момент с одной полумуфты на другую передается силами трения на фланцах.
Силу затяжки болтов для передачи вращающего момента находят из условия
где Г[р - F.i3T:fD\/2 — момент силы трения на фланцах (Т7,.,, —
сила затяжки одного болта; г — число болтов; /— коэффициент трения (для сухих металлических поверхностей фланцев / = 0,15...0,20); D\ — диаметр, на котором расположены оси болтов); s — коэффициент запаса сцепления, принимаемый 1,2...1,5, при действии случайных перегрузок и нестабильности сил трения.
Отсюда необходимая сила затяжки болтов.
Диаметр стержня болта, работающего на растяжение, определяют из условия
где [σ]ρ — допускаемые напряжения растяжения в расчетном
сечении болта (см. п. 2.8.2).