Муфта предохранительная с разрушающимся элементом
Перегрузки могут быть вызваны особенностями рабочих процессов машин (дробильные, землеройные и др.); изменением условий работы машины (прекращение подачи смазочного материала, появление заедания и др.).
При расчете предохранительных муфт во избежание случайных выключений за расчетный вращающий момент принимают Τ - ),25Гт.1Х , где 7"тах — максимальный момент, возникающий
при работе машины.
Муфты предохранительные с разрушающимся элементом. Отличаются малыми габаритами и высокой точностью срабатывания.
Рис, 19.22. Муфта предохранительная с разрушающимся элементом |
На рис. 19.22 изображена муфта, у
которой полумуфты 2 и 7, соединенные цилиндрическим предохранительным элементом J и установлены на валу 1. Если полумуфта 2 соединена с валом шпонкой, то
полумуфта 7 сидит на валу свободно. Стальные втулки 4 и 6, закаленные до высокой
твердости, предохраняют края отверстий во фланцах от повреждения при
разрушении предохранительного элемента. Резьбовая пробка 3 удерживает элемент 5 от выпадания. Канавки шириной / и
глубиной g на
торцах фланцев полумуфт
защищают последние от повреждения заусенцем этого элемента после этого
разрушения.
При перегрузке предохранительный элемент срезается, и полумуфты размыкаются. Для восстановления работоспособности машины ее необходимо остановить и заменить этот элемент.
Расчетами определяют следующие показатели:
1) предельный (разрушающий) момент муфты
Tnp=(z/k)(nd[1]/4)xB(D/2),
где ζ — число штифтов; D — диаметр окружности расположения осей штифтов; к — коэффициент неравномерности распределения нагрузки на штифт из-за ошибок изготовления (при 2 = 1, к = 1, при ζ = 2-3, £ = 1,2-1,3); τΒ = (0,7-0,8)ση - предел прочности штифта на срез; σΒ — предел прочности материала штифта на растяжение;
2) диаметр штифта
d = [$Tnpk/(nzxBD)f2.
При одном предохранительном элементе точность срабатывания муфты более высокая, однако концы валов и опоры дополнительно нагружены радиальной консольной силой, которая вращается вместе с муфтой.
[1] давление ρ на рабочей поверхности дисков (чем больше давление, тем больший вращающий момент передает муфта,