Муфта предохранительная фрикционная многодисковая
Муфты предохранительные фрикционные. Автоматически восстанавливают работоспособность машины после прекращения действия перегрузки, однако точность срабатывания их невысока из-за непостоянства коэффициента трения на трущихся поверхностях дисков.
На рис. 19.23 представлена муфта, у которой полумуфты / и 5, установленные на одном валу, соединены пакетом фрикционных дисков 2 (диски см. также на рис. 19.21, б), сжатьгх через витые пружины 3 гайкой 4 строго фиксированной силой. При перегрузке наружные диски проскальзывают относительно внутренних дисков, и муфта передает лишь тот предельный момент, на который она настроена. Варьируя число фрикционных дисков и силу их сжатия с помощью гайки 4, муфту можно настроить на определенный предельный момент.
При расчетах определяют:
1) предельный вращающий момент, передаваемый муфти Tnp-FfDcpz/2,
где Dcp = (D\ + D2)/2 — средний диаметр рабочей нонсрмпи "· дисков(Д и D2 на рис. 19.23); ζ — число пар поверхностей цн-нич. /— коэффициент трения; F— сила сжатия фрикционных днсьои,
Рис. 19,23. Муфта предохранительная фрикционная многодисковая |
однако тем быстрее изнашиваются фрикционные поверхности дисков)
p = 4F/n(D?-Dl)<[p], где [р] —допускаемое давление [32].
К фрикционным материалам рабочих поверхностей дисков применяют те же требования, что и для дисковых фрикционных муфт сцепления (см. с. 527). Особое внимание уделяется стабильности коэффициента трения с изменением рабочих условий (температуры, давления, времени пробуксовки).
С ростом числа фрикционных дисков диаметральные размеры муфты для передачи одинакового вращающего момента уменьшаются. Однако при этом ухудшается отвод тепла от трущихся поверхностей при пробуксовке муфты и изменяется коэффициент трения.
Муфты свободного хода. Эти муфты служат для передачи вращающего момента только в одном направлении, когда угловые скорости ведущей и ведомой полумуфт равны. Если угловая скорость ведомой полумуфты превысит угловую скорость ведущей, муфта автоматически разъединит соединенные агрегаты.
По принципу действия эти муфты подразделяют на фрикционные и храповые.