Муфты центробежные (пусковые).
Муфта с эксцентриковыми роликами обладает следующими преимуществами по сравнению с роликовой муфтой свободного хода: простотой выполнения рабочих поверхностей полумуфт; повышенной несущей способностью из-за существенного увеличения числа роликов; большим радиусом кривизны рабочих поверхностей роликов, что уменьшает герцевские контактные напряжения.
Рис. 19.25. Характер взаимодействия ролика с обоймой и звездочкой (о) и план сил (б) |
При условии ω, >ω2 ролики заклиниваются между полумуфтами, и муфта передает вращающий момент. При ω2 > ω ι муфта размыкается.
На рис. 19.26, б представлен план сил, действующих на ролик во включенной муфте.
Муфты центробежные (пусковые). Для запуска машин с большими разгоняемыми массами (транспортирующие машины, центрифуги, вентиляторы и т. д.) необходимо применять мощные двигатели, развивающие большой вращающий момент при запуске и работающие после этого с большой недогрузкой при стационарном рабочем режиме машины. Это существенно удорожает стоимость машины и ее эксплуатацию. В этих случаях весьма целесообразно применять центробежные муфты.
По виду рабочего элемента центробежные муфты подразделяют на колодочные и с сыпучим наполнителем. Они служат для автоматического плавного соединения (или разъединения) агрегатов при достижении ведущей полумуфтой заданной угловой скорости.
На рис. 19.27, α представлена схема колодочной нормально- разомкнутой муфты. На ведущей полумуфте (на рисунке не показана) установлены колодки 2 с осью поворота 4 и пружины растяжения 3, отжимающие с силой Fn колодки от рабочей поверхности ведомой полумуфты I. По мере разгона ведущей полумуфты центробежные силы Fn, преодолевая силу пружин Fn, плавно прижимают колодки к рабочей поверхности ведомой полумуфты, вызывая появление силы трения .F .
На рис. 19,27, б представлена схема центробежной муфты с дробью. Ведущий вал I жестко соединен с разъемным корпусом 2. Ведомый вал 3 жестко соединен с диском 4, имеющим радиальные гофры. При вращении корпуса муфты стальная дробь 5 под действием центробежных сил перемещается к периферии корпуса, уплотняется и плавно увлекает диск 4 силами трения.