Муфты сцепные фрикционные.
Муфты сцепные фрикционные. Передают вращающий момент в результате сил трения на рабочих поверхностях, создаваемых плавным прижатием рабочих (фрикционных) поверхностей. Меняя силу прижатия, можно регулировать момент сил трения. За время включения фрикционной муфты рабочие поверхности проскальзывают. После завершения включения муфты скольжение отсутствует.
На рис. 19.21, а изображена многодисковая муфта сцепления и
конструкция внутренних 3 и
наружных 4 дисков. Муфта состоит из полумуфт 1 и 2, расположенных строго соосно
(обычно на одном валу) и внутренних 3 и наружных 4 дисков, которые сжимаются силой F, приложенной нормально к трущимся
поверхностям. Регулируемая сила F может создаваться механическим, гидравлическим,
пневматическим или электромагнитным путем. На рабочие поверхности дисков
наносят фрикционный слой или крепят накладки из фрикционного материала (рис.
19.21, б), повышающего силу трения. Для обеспечения размыкания дисков
Рис. 19.21. Многодисковая фрикционная муфта сцепления (о) и форма фрикционных дисков (б) |
Для улучшения смазывания рабочих поверхностей муфт и отвода продуктов износа на торцах дисков выполняют неглубокие спиральные канавки.
В зависимости от условий эксплуатации фрикционные муфты подразделяют на муфты без смазывания трущихся поверхностей (сухие) и со смазыванием трущихся поверхностей (масляные). Последние передают меньший вращающий момент (в них ниже коэффициент трения), однако они более долговечны (интенсивность изнашивания рабочих поверхностей меньше, чем у сухих муфт).
Материалы фрикционных дисков. Рабочие поверхности дисков выполняют из фрикционных материалов, которые должны обладать высоким коэффициентом трения и его стабильностью с изменением температуры, давления на рабочей поверхности и скорости скольжения; хорошим сопротивлением изнашиванию; теплостойкостью, т. е. выдерживать высокие температуры без разрушения и с сохранением нужных свойств.