Переменная жесткость подшипников качения
Переменная жесткость зубьев обусловлена тем, что в зоне двухпарного зацепления нагрузка распределяется между двумя парами зубьев, а в зоне однопарного зацепления вся нагрузка воспринимается одной парой зубьев.
Переменная жесткость подшипников качения связана с тем, что из-за ошибок изготовления изменяется количество тел качения, воспринимающих нагрузку.
(11.22) |
! ' |
где bn, — рабочая ширина колеса, мм; Ff — окружная сила в зацеплении, Н; Wy(wHy,wFy) —удельная окружная динамическая сила, Н/мм (нагрузка на единицу длины контактной линии)
|
Вследствие динамики номинальная сила в зацеплении увеличивается на величину динамической надбавки ΔF. Тогда динамическая сила
где Κν — коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку.
Работа передач возможна в дорезонансной, резонансной и за- критической зонах. Ниже показан расчет для дорезонансной зоны, когда ν /1000 <1 —для прямозубых передач, ν^/1000 < 1,4 —
для косозубых передач, где ν — окружная скорость, м/с; Ζ\ — число зубьев шестерни.
Для приближенных расчетов значения KHV даны в табл. 11,4.
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку (Киv , KFV), вычисляют по зависимости
где ν — окружная скорость, м/с; aw — межосевое расстояние, мм; 6 —- коэффициент, учитывающий вид зуба и твердость материала колес. Если
Н, или Η j <350НВ, зубья прямые δΗ =0,06, bF =0,16,
косые 0,02, 0,06;
Η, и И2 >350НВ, зубья прямые 0,14, 0,16,
косые 0,04, 0,06,
g^ — коэффициент, учитывающий погрешность зацепления по шагу зубьев; например, при модуле т<3,5мм для 6; 7; 8; 9 степени точности =3,8; 4,7; 5,6; 7,3 соответственно;
№1|рел — предельное значение удельной динамической силы для 6, 7, 8, 9 степеней точности и> сд = 100, 240, 380, 700 Н/мм соответственно.
Таблица 11.4 Коэффициент динамической нагрузки (числитель — прямозубые, знаменатель — косозубые передачи)
|