Планетарная роликовттовая передача (ПРВП)
Планетарная роликовттовая передача
(ПРВП) (рис. 15.9) состоит из винта 1, резьбовых роликов 4, совершающих планетарные движения, и
гайки 3. Ролики зацепляются резьбой с винтом и гайкой. На каждом конце ролика
выполнены зубчатые венцы 2, каждый из которых входит в зацепление с
внутренними зубчатыми венцами 5, установленными на обоих торцах гайки. Гайка и
винт имеют многозаходную резьбу, ролики — однозаход-
ную. Углы подъема витков резьбы на гайке и на роликах одинаковы по величине и
направлению. Для этого резьба гайки имеет число заходов, равное отношению
средних диаметров d2 резьбы гайки и роликов. В
совокупности с зубчатым зацеплением это исключает осевое перемещение роликов
относительно гайки при их вращении относительно собственной оси.
Ролики установлены в двух сепараторах 6, расположенных на торце гайки и жестко соединенных с последней. Угол подъема резьбы винта по среднему диаметру должен быть отличным от угла подъема резьбы гайки и роликов. При этом направление витков резьбы винта может быть как одинаковым с резьбой роликов в зоне сопряжения резьб, так и противоположным. В обоих случаях витки резьбы роликов беспрепятственно входят во впадины между витками резьбы винта, обеспечивая сопряжение резьб.
К преимуществам ПРВП следует отнести высокую плавность и быстроходность из-за отсутствия канала возврата, а также более высокую нагрузочную способность и жесткость по сравнению с ШВП.
Основным недостатком передачи, затрудняющим ее широкое использование, являются технологические трудности при изготовлении резьбовых элементов передачи.
В качестве основных расчетных критериев при проектировании ПРВП используют, как и при проектировании ШВП, статическую и динамическую грузоподъемности.