Повреждение торцов зубьев.
Явление заедания часто наблюдается у крупномодульных тихоходных зубчатых передач с малым числом зубьев, что связано с большими скоростями относительного скольжения. Наибольшее сопротивление заеданию оказывают теплостойкие стали ВХЗНВМ2Ф, 20ХЗНВФА, 16ХЗНВФМБ, а также масла с повышенной вязкостью и химически активными добавками.
Расчеть; на заедание зубьев сводятся к проверке температуры н местах контакта и в сопоставлении ее с температурой вспышки масла.
Методы расчета поверхностного разрушения зубьев {контактной прочности, абразивного износа и заедания) изложены в [17].
Повреждение торцов зубьев. Один из основных видов повреждения зубчатых колес, вводимых в зацепление осевым перемещением (в коробках скоростей). В передвижных зубчатых колесах с синхронизаторами износ торцов зубьев значительно меньше.
Пластические течения материала. Возникают вблизи поносной линии под действием больших контактных напряжений и сил трения в тяжелонагруженных тихоходных передачах при низкой твердости материалов колес.
Основные критерии работоспособности. Это контактная прочность рабочих поверхностей зубьев и прочность зубьев при изгибе. Расчеты по ним наиболее полно разработаны для стальных, закрытых в корпусе, хорошо смазываемых эвольвентных чубчатых передач (ГОСТ 21354-87).
Согласно стандарту выполняют следующие расчеты,
1. Расчет и α контактную прочность рабочих поверхностей зубьев включает: а) расчет на выносливость для предотвращения прогрессивного выкрашивания; б) расчет для предотвращения остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного слоя при действии кратковременной максимальной нагрузки.
2. Расчет зубьев на прочность при изгибе: а) расчет зубьев на выносливость при изгибе; б) расчет зубьев для предотвращения остаточных деформаций или образование первичных трещин при действии кратковременной максимальной нагрузки.
В этих расчетах должно выполняться условие прочности
σ<[σ],
где σ — расчетное напряжение, зависящее от размеров передачи, величины и характера нагрузки; [σ] — допускаемое напряжение, зависящее от материала, его химико-термической обработки и технологии изготовления зубчатых колес.
Значительная часть выходов из строя зубчатых передач связана с погрешностями изготовления, шлифовочными прижогами и трещинами, остаточными напряжениями растяжения у переходной кривой зуба при закалке ТВЧ, обезуглероживанием поверхностного слоя и т, д.