При нагружении соединения вращающим моментом
Давление ρ вызывает появление сил трения (сцепления) на поверхностях контакта. Основным условием работоспособности соединения, нагруженного сдвигающими силами и моментами, является условие отсутствия взаимного сдвига деталей соединения под действием приложенной нагрузки, т. е. результирующая сдвигающая нагрузка от действия на соединение осевой силы, вращающего момента или их комбинации не должна превосходить суммарную силу трения на поверхности контакта деталей соединения.
При нагружении соединения осевой силой Fa (рис. 5.3, α) условие несдвигаемости деталей соединения можно записать в виде
ο ι куда, вводя запас сцепления .ν (для учета неточностей расчетной модели и возможного рассеивания величины коэффициента ι рения / ), получим формулу для расчета потребного давления па поверхностях контакта
где Fa — действующая на соединение осевая сила;/ — коэффициент трения; d и / —- диаметр и длина посадочной поверхности соответственно; s — коэффициент запаса сцепления (рекомендации по выбору/и s).
При нагружении соединения вращающим моментом Г (рис. ι. ί, б) условие несдвигаемости деталей
откуда потребное давление для передачи вращающего момента Τ
При одновременном нагружении соединения вращающим моментом Τ и осевой силой Fa расчет условно ведут по равнодействующей силе , составляющими которой являются окружная сила 2Т ! d и осевая сила Fa , т. е. Fz = yj(2TJd)2 + fJ , тогда потребное давление
Эти формулы получены для расчетной модели с равномерным распределением давления ρ по поверхности контакта. В действительности давление распределено по поверхности контакта неравномерно [14]. Допущение о равномерности давления не приводит к значительным ошибкам в расчетах при отношениях //^0,8...1,0.
Рис. 5.3. Расчетные схемы цилиндрических соединений с натягом |
В приближенных расчетах для обычных условий значение коэффициента трения/выбирают по табл. 5.1; при вибрационной нагрузке коэффициент трения/следует уменьшить на 30 %.
|