Расчет эвольвентных шлицевых соединений.
k's —коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями, учитывающий приработку вследствие скольжения (выбирается по табл. 6.2); &пр — коэффициент продольной концентрации нагрузки: определяется так же, как при расчете на смятие, но с учетом приработки; кусл - kckoc — коэффициент условий работы соединения; кс — коэффициент смазки; при обильной смазке без загрязнения — 0,7; при средней смазке кс = 1; при бедной смазке и работе с загрязнениями кс = 1,4; кос — коэффициент осевого закрепления или перемещения ступицы. При жестком закреплении неподвижной в осевом направлении ступицы кос - 1,0 ; при осевых перемещениях под нагрузкой (например, в карданных передачах) кж - 3 . В формуле 6.5 — Τ, Η ■ м , dcp , / и h, мм.
При необходимости, если требуется безызносная работа соединения, работоспособность его проверяют по условию
где [σ]5|( — допускаемые напряжения, МПа, для безызносной работы равны: для нетермообработанных шлицев — 0,028 НВ; для улучшенных — 0,032 НВ; для закаленных — 0,3 HRC3 для цементованных и закаленных после цементации — 0,4 HRC.,; осм рассчитывают по формуле (6.1).
Расчет эвольвентных шлицевых соединений. Ввиду отсутствия общего для машиностроения ГОСТа и установившегося расчета, здесь приведена методика расчета эвольвентных шлицевых соединений в соответствии с ОСТ 23.1 459-788 и ОСТ 23.1 458-78 для соединений без осевых перемещений ступицы по валу под нагрузкой сельскохозяйственных тракторов. Этот расчет условно можно использовать как ориентировочный для шлицевых соединений других машин.
Расчетное условие работоспособности соединений
где σ3Β — расчетное давление на рабочих поверхностях зубьев, МПа; Τ — вращающий момент, Η - м , для случая, когда двигатель развивает номинальный момент при номинальной частоте вращения вала; [σ]3β =1,2 НКСЭ — допускаемое давление в МПа для цементированных и закаленных сталей; к — общий коэффициент неравномерности распределения нагрузки; при расположении зубчатого венца со стороны незакручиваемого участка вала (см. рис. 6.10,6)
где е —
смещение нагрузки от середины ступицы длиной /; d и
а — делительный диаметр и угол профиля зуба соединения; dB —
диаметр основной окружности зубчатого колеса; при расположении зубчатого венца
со стороны закручиваемого участка вала (см. рис. 6.10, a) d, db и А, мм.
|
км — коэффициент использования мощности: 0,92 — для гусеничных тракторов, 0,78 — для колесных, 0,67 — для самоходных шасси.