Шарнирные муфты.
Шарнирные муфты. В шарнирных муфтах использован принцип действия шарнира Гука. Они служат для передачи вращающего момента между валами с большими углами перекоса γ < 40-45° , изменяющимися во время работы.
Муфта (рис. 19.6, а) состоит из двух одинаковых полумуфт 1 и 3 в виде ступицы с вилкой (вилки полумуфт повернуты на 90°)
и крестовины 2, соединяющей полумуфты. Крестовина соединена с вилками гюлумуфт шарнирами. Это обеспечивает свободу поворота каждой полумуфты относительно крестовины.
Комбинация двух муфт с промежуточным валом переменной длины позволяет соединять валы, имеющие радиальные смещения Аг и значительные углы перекоса (рис. 19.6, б).
Следует подчеркнуть, что у обычной шарнирной муфты (см. рис. 19.6, а) при угловом смещении валов ведомая полумуфта 3 вращается неравномерно при равномерном вращении ведущей полумуфты 1. На рис. 19.7 показаны векторы С0[, ω2, ωκ угловых скоростей для двух положений муфты (во втором положении муфта повернута вокруг оси вращения на 90°). Учитывая, что при вращении валов крестовина периодически поворачивается относительно вилок полумуфт из плана угловых скоростей, можно написать
Таким образом, за один оборот муфты угловая скорость ведомой полумуфты дважды становится больше и дважды меньше угловой скорости ведущей полумуфты.
Рис. 19.6. Конструктивная схема одинарной шарнирной муфты (а) и комбинация двух шарнирных муфт (б) |
Имеются конструкции «синхронных» шарнирных муфт [32], у которых при угловом взаимном смещении полумуфт валы вращаются с одинаковой угловой скоростью.
Конструкция малогабаритной стандартизованной одинарной шарнирной муфты представлена на рис. 19.8, у которой две

одинаковые полумуфты 1 и 4 с вилками соединены крестовиной, состоящей из сухаря 3, двух осей 5 и 6 и двух одинаковых втулок 7. Сопряжения с зазором оси 5 и втулок 7 с вилками 2 и 8 полумуфт образуют шарниры скольжения. Размеры муфты определяют по таблице [32] в зависимости от значения вращающего момента, определяемого по формуле
Т = Т„ cosy ,
где Гн — номинальный вращающий момент; γ — угол перекоса валов.