Сдвоенные шариковые радиально-упорные подшипники
Некоторые конструкции подшипников снабжены встроенными защитными шайбами или специальными уплотнениями, расположенными с одной или с обеих сторон подшипника, Допускаемый взаимный перекос осей колец до 8'.
Шариковый радиально-упорный подшипник (см. рис. 17.1,
б) предназначен для восприятия комбинированной нагрузки: радиальной и
односторонней осевой. Нагрузочная способность
этих подшипников выше, чем у радиальных шариковых, благодаря большему числу
тел качения, которое удается разместить в подшипнике из-за наличия скоса на
наружном или внутреннем кольце. Способность подшипника воспринимать осевую
нагрузку зависит от номинального угла контакта α
(угол между
нормалью к площадке контакта наружного кольца с телом качения и плоскостью
вращения подшипника). С ростом α осевая грузоподъемность подшипника
растет, а предельная частота вращения и допускаемая радиальная нагрузка
уменьшаются. Сепараторы для этих подшипников выполняют, как правило,
массивными. Подшипники изготовляют с номинальными углами контакта α = 12, 26 и 36° . В настоящее время выпускают подшипники с углами
контакта 15, 25 и 36°, которые отличаются наличием скоса на внутреннем кольце и
центрированием сепаратора по наружному кольцу. Это позволяет существенно
повысить предельную частоту вращения вследствие более благоприятных условий
смазки. Так например, при смазке масляным туманом подшипник 36100К
(α = 15°) может работать с частотой вращения до 70000 мин"', а
подшипник 36100 (а = 12° ) только до 46000 мин^1.
Для восприятия осевых нагрузок обоих направлений ради- ально-упорные подшипники сдваивают, устанавливая их на валу попарно по схеме О (17.4, а) или X (17.4, б). При больших осевых нагрузках в одном направлении и стесненных радиальных размерах, а также для скоростных опор используют последовательную установку подшипников по схеме Τ «тандем» (17.4, в).
Рис. 17.4, Сдвоенные шариковые радиально-упорные подшипники: а — по схеме О;б — по схеме X; в — по схеме Τ «тандем» |
Шариковый радиальный двухрядный сферический подшипник (см. рис. 17.1, в) допускает работу в условиях взаимных перекосов осей колец до 4° благодаря сферической поверхности дорожки качения наружного кольца. Подшипник воспринимает некоторые осевые силы в обоих направлениях. Сепараторы чаще всего штампованные. Эти подшипники могут иметь на внутреннем кольце коническое отверстие для установки на цилиндрическом валу с помощью конических втулок.