Способы получения соединения с натягом.
для изготовления составных деталей; примерами составных деталей, получаемых с помощью натяга, являются составные коленчатые валы, составные зубчатые и червячные колеса, колесные центры и бандажи колес железнодорожного подвижного состава (рис. 5.1,6). Детали одного соединения могут быть изготовлены из одинаковых или разных материалов.
Достоинства соединения: простая технология изготовления; хорошее центрирование (базирование) соединяемых деталей; эти соединения могут воспринимать значительные силы и моменты, причем нагрузки могут быть постоянными, переменными, реверсивными, ударными.
Недостатки: большое рассеяние прочности (несущей способности) среди одинаковых соединений в связи с рассеянием действительных сопрягаемых размеров деталей в пределах полей допусков и в связи с рассеянием значений коэффициента трения; снижение усталостной прочности валов из-за появления концентрации напряжений; трудности неразрушающего контроля прочности соединения; сложность сборки и разборки при больших нагягах; возможность повреждения посадочных поверхностей при разборке.
Способы получения соединения с натягом.
Запрессовка. Это простейший и высокопроизводительный способ, обеспечивающий возможность контроля нагрузочной способности путем измерения силы запрессовки. Однако в этом случае существует опасность повреждения посадочных поверхностей; коэффициент трения (сцепления) понижен из-за сглаживания (срезания или смятия) микронеровностей поверхностей контакта при запрессовке и уменьшении шероховатости посадочных поверхностей.
Нагрев охватывающей детали. Технологически отработанный и простой способ, обеспечивающий повышение коэффициента трения (сцепления) и нагрузочной способности соединений при сдвигающих нагрузках примерно в 1,5 раза по сравнению с запрессовкой, так как отсутствует срезание микронеровностей поверхностей контакта, как при запрессовке. Этот способ особенно эффективен при больших длинах посадочной поверхности; контроль нагрузочной способности такого соединения затруднен.
Охлаждение охватываемой детали преимущественно применяют для установки небольших деталей в массивные, крупные детали (корпуса машин, станины); по свойствам этот способ аналогичен способу «нагрев охватывающей детали».