Станочное зацепление реечного инструмента с нарезаемым зубчатым колесом
Модули стандартизованы в диапазоне 0,05...100 мм (ГОСТ 9563-80):
1- й ряд (предпочтительный) ... 0,20; 0,25; 0,30; 0,40; 0,50; 0,60; 0,80; 1,00; 1,25; 1,50; 2,00; 2,50; 3,00; 4,00 и т. д.
2- й ряд ... 0,220; 0,280; 0,350; 0,450; 0,550; 0,700; 0,900; 1,125;
Рис. 11.4. Станочное зацепление реечного инструмента с нарезаемым зубчатым колесом: а — без смещения ИПК; б — со смещением ИПК, равным +хт |
Параметры исходного контура стандартизованы и задаются в долях модуля (модуль в качестве масштаба). Для передач с модулем т = 1...100мм по ГОСТ 13755-81 угол профиля α = 20° .
Коэффициенты высоты головки и ножки зуба h* — 1, радиального зазора С* = 0,25 , радиус скругления р^· = 0,38 .
Для мелкомодульных передач т = 0,15...1 мм (ГОСТ 9587-81); h*a = 1 ; С* = 0,35 ; ρ} = 0,4 (для т < 0,5 ; р} = 0,33 , С" - 0,5 ).
В высоконапряженных авиационных зубчатых передачах применяют ИПК с α = 25° и 28°. При этом увеличивается толщина зуба у основания и его прочность при изгибе.
Исходный контур фланкированных колес применяют для ответственных быстроходных зубчатых передач в целях уменьшения силы удара при входе зубьев в зацепление (см. рис. 11.3, в). Фланкирование — срезание части профиля у вершины зуба при нарезании (срезается участком инструмента с углом профиля α + Δα ).
Нарезание зубьев колес осуществляется реечным инструментом (червячной фрезой) или долбяком методом огибания (долбяк — эвольвентное зубчатое колесо с небольшой конусностью вдоль оси из прочного металлического сплава).
При реечном инструменте кинематическая цепь зуборезного станка настраивается так, чтобы начальная прямая рейки катилась без скольжения по делительной окружности нарезаемого колеса (см. рис. 11.4). NK — линия зацепления при нарезании зубьев, К — режущая точка в данный момент времени. Начальной прямой может быть делительная прямая d ИПК (см. рис. 11.4, а) или параллельная ей, и отстоящая на расстоянии хт, где χ — коэффициент смещения исходного контура (рис. 11.4, б). Положительным принято смещение от центра колеса (+хт) на рис. 11.4, б, отрицательным — к центру (-хт) [35].
При положительном смещении рейки увеличиваются диаметры вершин зубьев da (диаметр заготовки колеса), впадин dj
на величину 2 хт: dj-=d ~2m(h*+C*-х)\ da = d + 2m(h*a + χ).
Диаметры делительной и основной окружностей остаются без изменения: d = mz; db = d cos α = mz cos α.