Типы заклепочных соединений.
Типы заклепочных соединений. По конструкции заклепочные
соединения подразделяют на соединения внахлестку (рис. 3.5, а), с одной
накладкой (рис. 3.5, б) и с двумя накладками (рис. 3.5, в). Первые
два соединения являются односрезными, последнее — двухсрезным. По числу рядов
заклепок соединения бывают одно- и многорядные (рис. 3.5, г).
Недостатком односрезных соединений с одной накладкой является деформация зоны соединения под действием изгибающего момента (рис. 3.6). Двухсрезные соединения с двумя накладками лишены этого недостатка, однако более металлоемки.
Диаметр d заклепок в односрезных силовых соединениях выбирают равным (1,8...2)51, в двухсрезных (1,2...1,8)5 , где S — толщина соединяемых элементов. В авиастроении принимают
d = ljs.
Минимальный шаг размещения заклепок определяется удобством клепки и прочностью соединяемых листов, максимальный — условиями плотного соприкосновения листов и зависит от жесткости соединяемых элементов.
Обычно шаг t в однорядном односрезном соединении принимают 3d, в двухсрез- ном — 3,5d, в двухрядных соединениях (4...5)d. Расстояние / от оси заклепки до края листа принимают равным (1,5...2)d (рис. 3.7).
Рис. 3,6. Деформация однорядного заклепочного соединения под нагрузкой |
Накладки |
Рис. 3.7. Расчетные схемы односрезно- го (а) и двухсрезного (б) заклепочных соединений |
Расчет заклепочных соединений. В соответствии с обычными
условиями работы заклепочных соединений основными нагрузками для них являются
продольные силы, стремящиеся сдвинуть соединяемые детали друг относительно
друга. При нагружении заклепочного соединения продольными силами нагрузка
передается
силами трения. В случае, если заклепка установлена в отверстие без зазора или с
натягом, то тело заклепки также принимает участие в работе. Условие равновесия
внешних и внутренних сил может быть записано в виде
Fi=opAf + x'Ai,
где Ρλ — внешняя нагрузка, отнесенная к одной заклепке; σρ и τ' —
соответственно напряжения растяжения и среза в поперечном сечении заклепки; А — площадь сечения заклепки;/— коэффициент трения между соединяемыми деталями; i — число срезов.
В связи с неопределенностью напряжения σρ, зависящего от
|
Рис. 3.8. Двухрядные нахлесточные соединения |