Усталостное выкрашивание поверхностных слоев зубьев
Усталостное выкрашивание поверхностных слоев зубьев (рис. 11.15, а). Наиболее
распространенный вид повреждений зубьев для большинства закрытых хорошо
смазываемых и защищенных от загрязнений зубчатых колес.
верхность ножек. Со временем ямки выкрашивания сливаются, начинается прогрессивное выкрашивание, увеличивается вибро- активность, кинематическая погрешность. Выкрашивание имеет усталостный характер [17], так как в процессе зацепления зубьев контактные напряжения в каждой точке рабочей поверхности зубьев изменяются по отнулевому циклу (см. рис. 11.14, б).
Усталостные трещины обычно зарождаются у поверхности, где возникает концентрация напряжений из-за микронеровностей. При больших контактных напряжениях трещины могут зарождаться в глубине, в результате образуются большие ямки выкрашивания. При увеличении твердости поверхности значение глубинных напряжений возрастает.
У поверхностно-упрочненных колес переменные напряжения в подкорковом слое могут вызывать отслаивание материала с поверхности.
В передачах, работающих со значительным износом, в частности в открытых передачах, выкрашивание наблюдается очень редко. Поверхностные слои истираются раньше, чем в них появляются усталостные трещины.
Для предотвращения выкрашивания зубья рассчитываются на контактную выносливость рабочих поверхностей.
Абразивный износ (рис. 11.15, б). Как правило, является основной причиной выхода из строя открытых передач и некоторых закрытых передач машин, работающих в среде, засоренной абразивами, а именно: горных, дорожных, строительных, сельскохозяйственных, транспортных и некоторых других машин.
Зубья быстроходных передач редукторов типа турбинных, работающих в условиях совершенной смазки и изоляции от пыли, сохраняют следы обработки в течение многих лет эксплуатации.
Заедание зубьев (рис. 11.15, в). Это местное молекулярное сцепление контактирующих поверхностей в условиях разрушения смазочной пленки. Разрушение масляной пленки происходит вследствие высоких контактных давлений или понижения вязкости масла от нагрева, связанного с большими скоростями скольжения.