Во фрикционных передачах возможно также наличие геометрического скольжения.
ведомого 2 рабочих тел совпадают. При перемещении совпавших точек Л] и А2 в пределах зоны сцепления (рис. 10.3, 6) рабочие тела испытывают возрастающую тангенциальную упругую деформацию (кривые Ы на рис. 10.3, б, в г). В области проскальзывания тангенциальная деформация возрастает до значений, при которых силы трения не способны удержать поверхности от взаимного смещения (рис. 10.3, г). Для ведущего тела тангенциальные деформации в зоне проскальзывания являются растягивающими, для ведомого — сжимающими. Поэтому ведущее тело (колесо) как бы приобретает приращение длины окружности колеса и поэтому при полном обороте колеса вокруг оси точка ,41 проходит большее расстояние, чем в случае отсутствия тангенциальных деформаций. При выходе из зоны контакта точка окажется впереди точки Л2 на некоторую величину ΑΙ (рис. 10.3,0). Отношение А/ к длине окружности этого колеса называется относительным скольжением. Относительное скольжение зависит от модуля упругости материала. Для рабочих тел, изготовленных из стали, оно составляет 0,05...0,01 %, для пары текстолит по стали — до 1 %.
Во фрикционных передачах возможно также наличие геометрического скольжения. Оно возникает из-за различной скорости рабочих тел на площадке контакта. Например, в лобовой передаче (см. рис. 10.2,6) окружная скорость ν на внешнем диаметре ролика постоянна, а скорость уд на торце диска / — пропорциональна радиусу. В точке О окружные скорости ролика и диска равны и здесь наблюдается чистое качение. В остальных точках линии контакта — качение со скольжением. Слева от точки О ролик опережает диск, справа от нее диск опережает ролик. В зависимости от передаваемого момента точка О перемещается вдоль линии контакта. Точку О называют полюсом качения (нескользящей точкой).
Если момент сопротивления на ведомом ролике превышает момент, создаваемый силами трения в передаче, то наступает буксование. При этом рабочие поверхности тел повреждаются. Поэтому не следует использовать эти фрикционные передачи в качестве предохранительного звена.
Достоинства фрикционных передач: а) возможность бесступенчатого регулирования скорости вращения ведомого вала; б) простота формы тел качения; в) равномерность вращения, что позволяет применять фрикционные передачи при высоких скоростях, а также в приборах.