Выкрашивание — это заключительная стадия усталостного процесса.
Скудное
смазывание узлов трения или повышенные величины нагрузочных факторов (особенно
температуры, при которой снижается липкость и, следовательно, несущая
способность масляной пленки), низкое качество контактирующих поверхностей
могут привести к нарушению в отдельных точках масляной пленки. Возникшее
ювенильное трение (см. рис. 9.3, а) сопровождается схватыванием (местным свариванием)
вследствие молекулярного взаимодействия твердых тел, поскольку экранирующее
действие масляной пленки отсутствует. Процесс возникновения и развития
изнашивания трущихся поверхностей вследствие схватывания называют заеданием. Начальная
стадия заедания — намазывание в отдельных точках более слабого материала на
дру
гой (например, оловянистой бронзы на сталь). При дальнейшей после схватывания
эксплуатации происходит задирание — вырывание из более слабого материала
приварившихся частиц, которые повреждают при относительном движении
сопряженную поверхность, нанося на нее достаточно глубокие борозды.
Изнашивание or заедания является наиболее опасным видом отказа
тяжелонагруженных зубчатых передач, кулачковых механизмов, шарниров и
червячных передач (с колесом из безоловя- нистой бронзы) и др.
Во избежание заедания применяют масла с противозаднр- ными присадками, антифрикционные пары трения, повышают с помощью термообработки твердость стальных поверхностей и снижают шероховатость (вплоть до использования полирования), ограничивают нагрузочные факторы и при необходимости проводят искусственное охлаждение.
В условиях полужидкостной или жидкостной смазки и хорошей защиты от загрязнений из внешней среды наиболее распространенным видом изнашивания является выкрашивание (питтинг). Оно часто встречается при длительной эксплуатации зубчатых передач, подшипников качения и др.; поэтому этот вид изнашивания рассмотрен подробнее.
Выкрашивание — это заключительная стадия усталостного процесса. При прогрессирующем выкрашивании в результате отделения частиц твердого тела на поверхности трения образуются небольшие по размеру ямки (раковины), но в достаточно большом количестве, чтобы уменьшить площадь контакта. Это вызывает увеличение контактного напряжения, приводящее к искажению формы поверхности из-за ее обмятия, возникновение дополнительной динамической нагрузки, появление шума и вибрации — наступает катастрофическое изнашивание.