У насоса двойного действия две рабочие полости.
У насоса двойного действия две рабочие полости. За один оборот коленчатого вала нми подается почти удвоенное количество жидкости. Работа его более равномерна по сравнению с насосом одинарного действия.
Для увеличения равномерности подачи и работы применяются многоцилиндровые насосы, которые можно классифицировать по числу рабочих полостей. Так, трехцилиндровый насос, имеющий три рабочие полости, состоит из трех насосов одинарного действия с общим коленчатым валом, кривошипы которого расположены под углом 120°.
По месту расположения относительно источника жидкости различают встроенные насосы (или насосы выносного типа) и погружные. Цилиндровая группа погружного насоса находится непосредственно в перекачиваемой жидкости.
Для обеспечения нормальной работы поршневых насосов необходимо либо переохлаждать перекачиваемую жидкость, либо уменьшать гидравлическое сопротивление на всасывании насоса, чтобы исключить парообразование в процессе всасывания, так как образующийся пар заполняет полезный объем рабочей камеры и уменьшает производительность насоса. Переохлаждение криогенной жидкости достигается или с помощью теплообменника, установленного до насоса, или повышением Давления в резервуаре с перекачиваемой жидкостью. Хорошие условия на всасывании достигаются и при погружении цилиндровой группы насоса в перекачиваемую криогенную жидкость.
Конструктивное выполнение поршневых насосов весьма разнообразно. В комплект блоков разделения воздуха входят горизонтальные (рис. 6) или вертикальные плунжерные насосы высокого давления.
Для уменьшения теплопритока цилиндровая группа насоса крепится к раме через теплоизолирующую плиту; щиток выполнен из нержавеющей стали; цилиндр с клапанами омывается потоком отбросного азота, направляемого из переохладителя блока разделения в рубашку насоса. Плита также изготовлена из нержавеющей стали, что снижает теплоприток извне и придает конструкции необходимую жесткость. Цилиндровая группа изолируется мипорой или другим изоляционным материалом.
Привод насоса осуществляется от электродвигателя через червячный редуктор. Кривошипный вал червячного колеса связан с кулисным механизмом для изменения хода плунжера.