МЕТОДЫ ОТДЕЛОЧНОЙ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
1.4.4.5. МЕТОДЫ ОТДЕЛОЧНОЙ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Основные методы зубоотделочной обработки, их точность и достигаемые параметры шероховатости приведены в [Т. 1, табл. 5.16].
Шевингование — чистовая обработка зубьев незакаленных цилиндрических зубчатых колес (твердость обычно не более HRC340), осуществляемая шевером.
Шевер имеет форму зубчатого колеса или зубчатой рейки. На поверхности зубьев шевера имеются канавки от головки до ножки.
Шевингование зубчатых колес заключается в срезании весьма тонких волосовидных стружек толщиной 0,05...0,01 мм острыми кромками канавок шевера во время движения обкатки обрабатываемого колеса и инструмента и возникающего при этом относительного скольжения профилей зацепляющихся зубьев.
Обычно в процессе шевингования точность зубчатых колес повышается на одну степень, реже — на две.
Шевинговальные станки выпускают с горизонтальной или вертикальной осью (для обработки колес большого диаметра).
В настоящее время есть несколько методов шевингования: параллельное, диагональное, тангенциальное и врезное. Шевингуют зубчатые колеса как наружного, так и внутреннего зацепления.
Шлифование зубьев зубчатых колес — наиболее надежный метод отделочной обработки, обеспечивающий высокую точность, как правило, закаленных зубчатых колес. Шлифование зубьев производят на различных зубошлифовальных станках как методом копирования, так и методом обкатки.
На станках, работающих по методу копирования, зубчатые колеса шлифуют профилированными кругами (рис. 1.96). Они предназначены главным образом для шлифования прямозубых колес. Ось заготовки в этих станках расположена горизонтально.
Метод обкатки осуществляется на зубошлифовальных станках, которые точны и универсальны в наладке, но производительность которых сравнительно невелика и зависит от принципа работы и типа применяемых шлифовальных кругов.