§ 3. ВЫБОР ПОСАДОК подшипников
Многолетней практикой установлено, что соединение вращающихся относительно нагрузки колец с валом или корпусом должно осуществляться обязательно с натягом, исключающим проворачивание и обкатывание кольцом сопряженной детали и, как следствие, развальцовку посадочных поверхностей и контактную коррозию.
Посадки неподвижных относительно нагрузки колец выбирают более свободными, допускающими наличие небольшого зазора, так как обкатывания кольцами сопряженных деталей в этом случае не происходит. Нерегулярное проворачивание невращающегося кольца полезно, так как при этом изменяется положение его зоны нагружения. Кроме того, такая посадка облегчает осевые перемещения колец при монтаже, при регулировании зазоров в подшипниках и при температурных деформациях валов.
Подшипник является основным комплектующим изделием, не подлежащим в процессе сборки дополнительной доводке. Требуемые посадки в соединении подшипника качения получают назначением соответствующих полей допусков на диаметры вала или отверстия в корпусе. Для подшипников качения принято следующее отличие от обычной в машиностроении системы допусков: поле допуска на диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника располагают не вверх от нулевой линии (не «в плюс»), а вниз («в минус»). Этим гарантируется получение натягов в соединениях внутреннего кольца с валами, имеющими поля допусков /г, η или т. Поле допуска на диаметр наружного кольца располагается так же, как принято в машиностроении — «в минус» или в «тело детали». Поэтому и характер сопряжения наружного кольца с отверстием корпуса такой же, как в общепринятой в машиностроении системе допусков.
На чертежах в местах установки подшипников качения указывают поля допусков посадочных мест валов и отверстий корпусов в соответствии с СТ СЭВ 773—77.
Для
наиболее распространенного в общем машиностроении случая применения
подшипников класса точности 0 выбор полей допусков вала и отверстия корпуса
можно производить по табл. 6.5, 6.6. В таблицах: RE —
эквивалент
ная динамическая нагрузка, Сг — базовая радиальная динамическая
грузоподъемность подшипника по каталогу.