нешний диаметр зубчатого венца
Если заготовку зубчатого колеса получают в штампах, то она поступает на механическую обработку с определенной толщиной диска (рис. 16.36, в). Поэтому на чертеже такого колеса ставят S — толщину диска, полученную в заготовительной операции (штамповке);
С—размер, связывающий систему размеров для заготовительной и механической операции (между необработанной и обработанной поверхностями детали).
На чертежах колес кроме прочих размеров указывают: диаметр da вершин зубьев, диаметр отверстия d, диаметр ступицы dcτ и другие размеры.
На внешний диаметр зубчатого венца задают предельные отклонения, соответствующие полям допусков: при модуле до 2,5 мм — h 12; при модуле свыше 2,5 мм до 6,3 мм — //13; при модуле свыше 6,3 мм — h 14.
На ширину шпоночного паза чаще всего задают поле допуска Js9 (ГОСТ 23360—78).
|
Рис. 16 37 |
На чертеже колеса с коническим отверстием задают размер d+t'i (рис. 16.37,6), который вычисляют по формуле d+t'2 = dcp + t2 -0,0225 /, где t2 принимают для диаметра dcp по табл. 12.5. |
На чертеже колеса с цилиндрическим
отверстием задают размер d+t2 (рис.
16.37,а), который принимают по табл. 19.11.
На глубину шпоночного паза (размер d+t2\ d+t'2, рис. 16.37, с/, б) задают предельные отклонения при сечении шпонки:
до 6x6---- Ь0,1 мм;
свыше 6x6 до 32x18---- h0,2 мм.
На сопряженные, цепочные и свободные размеры задают предельные отклонения по тем же рекомендациям, что и для валов.
На рис. 16.38, α — в показаны несколько зубчатых колес и условные обозначения баз и допусков формы и расположения поверхностей. В соответствии с позициями, приведенными на этом рисунке, в табл. 16.9 приведены указания по определению допусков формы и расположения поверхностей.
Назначение каждого из допусков формы или расположения поверхностей следующее.
|
Допуск цилиндричности посадочной поверхности (поз. 1) назначают, чтобы ограничить концентрацию контактных давлений по посадочной поверхности.
Допуск перпендикулярности торца ступицы (поз. 2) задают, чтобы создать точную базу для подшипника качения и уменьшить перекос колец подшипников и искажение геометрической формы дорожки качения внутреннего кольца.
Допуск параллельности торцов ступицы узких колес (поз. 3) задают по тем же соображениям, как и допуск перпендикулярности торца ступицы (поз. 2).