Санкт-Петербург: 8-812-402-70-55
Москва: 8-495-125-70-55

info@reductory.ru
Название организации:
Имя:
Номер телефона:
Email:
Город:
Адрес доставки:
Требуемая продукция:
ОтменаПодтвердить

Глава 15 ВАЛЫ, ПОДШИПНИКИ, МУФТЫ

Раздел третий ВАЛЫ, ПОДШИПНИКИ, МУФТЫ
Глава 15 ВАЛЫ и оси
§ 15.1. Общие сведения

i_15_1.jpg


На валах и осях размещают вращающиеся детали: зубчатые колеса, шкивы, барабаны и т. п. Вал отличается от оси тем, что передает вращающий момент от одной детали к другой, а ось не передает. Например, на рис. 15.1 момент от полумуфты 3 к шестерне 1 передается валом 2, а на рис. 15.2, где изображен барабан грузоподъемной машины, момент от зубчатого венца передается канату самим барабаном. Вал всегда вращается, а ось может быть вращающейся (рис. 15.2, а) или невра- щающейся (рис. 15:2, б).
 
Различают валы прямые, коленчатые и гибкие. Наибольшее распространение имеют прямые валы. Коленчатые валы применяют в поршневых машинах. Гибкие валы допускаю! передачу вращения при больших перегибах (например, в зубоврачебных бормашинах). Коленчатые и гибкие валы относят к специальным деталям и не изучают в настоящем курсе.
i_15_2.jpg
По конструкции различают валы и оси гладкие (рис. 15.2), фасонные, или ступенчатые (см. рис. 15.1), а также сплошные и полые. Образование ступеней на валу связано с закреплением деталей или самого вала в осевом направлении, а также с возможностью монтажа детали при посадках с натягом. Полыми валы изготовляют для уменьшения массы или в тех случаях, когда через вал пропускают другую деталь, подводят масло и пр.
Прямые валы изготовляют преимущественно из углеродистых и легированных сталей. Чаще других применяют сталь Ст5 для валов без термообработки; сталь 45 или 40Х для валов с термообработкой (улучшение); сталь 20 или 20Х для быстроходных валов на подшипниках скольжения, у которых цапфы цементируют для повышения износостойкости. Механические характеристики материалов см. в табл. 8.8.
§ 15.2. Проектный расчет валов
При проектном расчете обычно известны крутящий момент Τ или мощность Ρ и частота вращения η, нагрузка и размеры основных деталей, расположенных на валу (например, зубчатых колес). Требуется определить размеры и материал вала.
Валы рассчитывают на прочность, жесткость и колебания. Основной расчетной нагрузкой являются моменты Τ и А/, вызывающие кручение и изгиб. Влияние сжимающих или растягивающих сил обычно мало и не учитывается. Расчет осей является частным случаем расчета валов при Т= 0.
Для выполнения расчета вала необходимо знать его конструкцию (места приложения нагрузки, расположение опор и т. п.). В то же время разработка конструкции вала невозможна без хотя бы приближенной оценки его диаметра. На практике обычно используют следующий порядок проектного расчета вала: